Сегодня предлагаем вам отправиться на прогулку по Курску и посмотреть, как в местной архитектуре отразился популярный в России с середины XVIII и до начала XX века готический стиль. Будем искать красные кирпичные фасады, башенки, стрельчатые окна и арки, а после сравнивать сегодняшние здания с архивными фото. Будет интересно!
Начнём прогулку с пересечения улиц Карла Маркса и Павлова. Здесь расположена первая в Курске водонапорная башня. Строить её начали в 1872-м, протестировали через год, а официально открыли 16 июля 1874-го.
Водонапорную башню высотой 25,5 метра использовали ещё и как каланчу. Но в 1920-е годы рядом построили новую, а в 1935-м пожарную часть закрыли – старая конструкция стала ветшать. Её хотели снести после Великой Отечественной, но оставили. В 1989 году башню признали объектом культурного наследия регионального значения.
Правда, оценить красоту башни из красного кирпича с башенками и зубцами сейчас можно только на старых фотографиях. До 2023 года она на реконструкции.
Теперь с улицы Павлова нам нужно выйти на Ленина, пройти квартал и остановиться у отделения Банка России. Это двухэтажное здание спроектировано архитектором Фёдором Ливчаком. Оно эклектично – здесь и модерн, и неоготика, и русский стиль. Получилось нечто среднее между европейской и русской традиционной архитектурой.
Строить отделение банка закончили в 1913 году, но использовать его по назначению не получилось. Во время Первой мировой здесь располагался лазарет, после революции – различные ведомства. В годы Великой Отечественной войны здание чудом уцелело – на фотографиях той поры можно увидеть масштаб разрушения. Дом на главной улице города был последним рубежом при наступлении противника – в нём базировался комитет обороны и штаб народного ополчения.
Реконструировать и перестраивать уникальное здание начали ещё до окончания войны. Появилось несколько пристроек, затем новые этажи в них и украшения фасадов. А увидеть интерьеры жители и гости города могли во время экскурсии по музею, открытому здесь в 2009 году. Сейчас – во время пандемии – он работает в онлайн-режиме.
В 15 минутах ходьбы отсюда – на той же улице Ленина – находится здание областной прокуратуры. Сейчас этот дом ничем не примечателен, особенно если посмотреть старые фотографии и узнать, как он выглядел раньше.
В конце XIX века это была лютеранская кирха, возведённая в честь апостолов Петра и Павла на пожертвования местной религиозной общины. Построили её в готическом стиле из красного кирпича. Наверху башни был остроконечный шпиль, а огромные стрельчатые окна и сейчас можно разглядеть на боковом фасаде.
У входного портала стояли скульптурные фигуры апостолов Петра и Павла, изготовленные в Риге. Из Дюссельдорфа сюда доставили алтарное изображение Христа, а из Австро-Венгрии – орган.
После революции на собрании верующие решили закрыть приход. В 1930 году здесь работал радиоклуб, потом здание использовалось как склад.
В 1940 году и после войны церковь перестраивали, а в 1971 сюда переехала прокуратура. В 2019-м после капитального ремонта зданию вернули первоначальный светло-жёлтый цвет фасада.
Совсем рядом с бывшей лютеранской церковью – параллельно ей, на улице Горького – стоит дом, принадлежавший купцу Андрею Переплетенко. Он владел писчебумажным и книжным магазинами и издавал открытки с видами Курска.
Двухэтажное кирпичное здание построили в конце XIX века. О нём мало что известно. Возможно, оно сдавалось внаём, как и другое владение семьи Переплетенко. Второй особняк тоже будет в нашем маршруте, но чуть позже.
Далее, продолжая идти по улице Горького, пересеките улицу Саровского, перейдите на другую сторону и после дома 13/1 поверните налево. Вы окажетесь у стен Свято-Троицкого женского монастыря.
Во внешнем виде западной части монастыря можно разглядеть черты ранней неоготики. Сравните нынешний облик со старыми фотографиями. Некоторые элементы – стрельчатые ниши, арки и декор – переделали.
Теперь направляйтесь к Красной площади. Идите по улице Марата – мимо здания администрации до областного суда. За ним находится римско-католическая церковь, построенная в конце XIX века.
Сейчас этот памятник архитектуры – один из самых красивых костёлов в России. Но его судьба могла сложиться иначе – во второй половине XX века здание стало разрушаться, от сноса его спасли жители города. После нескольких реставраций храм не потерял свой первоначальный облик и назначение, как немецкая кирха на Ленина. Здесь по-прежнему совершаются богослужения и проходят благотворительные органные концерты.
Добраться до следующей точки нашего маршрута лучше с помощью навигатора. 15 минут – и вы на месте.
Доходный дом дворянина Толубеева, или дом с башнями, как его называют местные жители, построили в конце XIX века. В трёхэтажном здании одну квартиру занимал владелец, остальные он сдавал в аренду.
Здесь в разное время были управление трамвайного хозяйства, ресторан, техникум с театральной студией, магазины. До 2015 года дом был жилым, после его признали аварийным и людей расселили.
Чтобы добраться к следующей локации, сверните на улицу Белинского и дойдите до дома номер 18. О нём мы уже писали. Это здание принадлежало жене купца Переплетенко.
Этот дом – копия здания на улице Горького. На нём такие же декоративные элементы – фриз в верхней части, глухое круглое окно и консоли башенок.
До революции владельцы сдавали площади Александро-Мариинскому городскому приходскому мужскому училищу № 5. Сейчас это жилой дом.
Если хотите, можете закончить прогулку в месте, которое находится неподалёку от Курска. Удобнее всего добраться туда на машине – отправляемся в село Моква, чтобы посмотреть на старинную усадьбу Нелидова.
Аркадий Нелидов был курским губернатором. Он получил Мокву во владение на рубеже XVIII и XIX веков и построил здесь особняк в стиле английской готики с арками и башнями с зубцами и другие здания, а рядом разбил парк в английском стиле.
После революции усадьбу разграбили, потом национализировали и разместили здесь дом отдыха. Во время войны Мокву оккупировали фашисты, которые разрушили часть строений. С 1943 по 1946 год в уцелевших зданиях был военный госпиталь.
С 1948 года усадьба Нелидова – это санаторий «Моква».