обзор

Курские промыслы

Гончарный, ткацкий, кожевенный, деревянный и другие промыслы.

Ремесла начали развиваться, когда человеку понадобились орудия труда, предметы быта и одежда. С течением времени в разных районах России развивались различные промыслы – крестьяне сами себя обеспечивали посудой, утварью и украшениями. Род занятий каждого поселения связан с природными особенностями места: рядом с домом много глины – развивается гончарное дело, есть лес – плотницкое и бондарское. Не имея определенных навыков или ресурсов, крестьяне покупали или выменивали вещи бартером на ярмарке. Существовали целые села гончаров, иконописцев и ткачей. Все они в течение года возили свои товары на городские рынки, Знаменскую и Коренскую ярмарки, а также торговали с воза в базарных местах.

На начало XX века в Курском крае существовало около 21 ремесла. О самых доходных и популярных из них читайте в обзоре.

Гончарный промысел

Гончарное ремесло – одно из старейших в Курском крае. Мастера лепили изделия вручную или с помощью гончарного круга, давали им высохнуть и на 8–10 часов помещали в большую печь – горн. Важными навыками гончара были умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять изделия в горне и регулировать температуру в печи. Эти знания берегли и передавали из поколения в поколение на протяжении веков.

Вначале гончары делали в основном посуду, утварь и емкости для хранения продуктов. Но со временем стали на досуге лепить из остатков материала различные обрядовые фигурки, игрушки, свистульки и украшения.

В Курской губернии этот промысел был особенно развит на западных и восточных землях. Центром и главным пунктом горшечного производства была Великая Михайловка. Село Дроняево прославилось своими крынками, блюдами, низкими кувшинами с широким горлышком – махотками, и крынками, именуемыми в некоторых селах глечиками. Их делали из белой глины, сушили, обжигали в подземных горнах и покрывали глазурью. Такие изделия ценили за прочность и необычный оттенок топленого молока. Дроняевская керамика существует и сегодня, но теперь ее делают из красной глины.

Суджанская керамика

Еще один знаменитый гончарный центр – город Суджа и окружающие его села Замостье и Заолешенка, а также слобода Гончаровка. Здесь более 350 лет династии и целые цеха мастеров охраняли секреты своего ремесла. Местные умельцы изготавливали посуду, изразцы, свистульки, глиняные скульптуры, копилки и церковную утварь. Популярны были фигурные сосуды в виде животных и птиц, предназначенные для хмельных напитков и обрядов. Каждый образ нес свой смысл – баран сулил богатство, казак на баране символизировал мужество и мощь. Также делали сосуды в виде орлов, медведей, уток, львов и кабанов. Особенно интересны уникальные вазы: «Троицкий петух» – для трав и цветов, «Царь-гусак» – для подачи вина или медового напитка «воронец».

Вся суджанская керамика была из красной глины, глазурованной и почти без росписи. Украшали изделия только оттиском и гончарным ножом.

Кожлянская глиняная игрушка

Не менее известна кожлянская игрушка. Ее на протяжении 250 лет делали в деревне Кожля. По примеру дроняевских гончаров кожляне тоже попробовали делать посуду из своей белой глины, но она была менее качественной, чем у соседей, и не подходила для крынок и горшков. Тогда они стали лепить игрушки-свистульки в виде разных птиц и зверей, а также барышень и кавалеров. После сушки свистульки обжигали, а затем расписывали куриным пером растительными красками желтого, зеленого, малинового и фиолетового цветов. Орнамент был простым, но всегда имел смысл: прямые и косые линии символизировали землю и дождь, решётки – поля, поделённые на наделы, ёлочки – урожай или древо жизни, волнистые линии – реку, пятнышки – плодородие. А еще раньше верили, что свист этих игрушек отгонял недобрых духов.

До революции в Кожле в 150 из 350 домов делали игрушки. Их продавали на местных ярмарках, в Харьковкой и Орловской губернии, и даже в Персии и Турции. Но с приходом советской власти ремесло стало угасать, и в начале XXI века лишь несколько мастериц продолжали создавать свистульки. Сегодня эта традиция возрождается.

Глушковская керамика

В поселке Глушково издавна были единичные гончарства, но только в 20-х годах XX века здесь организовали массовое гончарное производство. Местные мастера делали крынки – горшки для молока, макитры – огромные сосуды для хранения зерновых и муки, и махотки – горшки для каши. Характерные черты глушковской керамики – простота и гармоничность форм и красный глянцевый блеск, который появляется благодаря покрытию особой глазурью.

Ткачество

В Курском крае также было очень распространено ткачество. Крестьяне сами обеспечивали себя необходимыми для быта вещами. Ткали рушники, полотенца, холсты, полотна, скатерти, простое сукно, пояса, шерстяные кушаки, вожжи, попоны, ковры, дорожки и многое другое.

В конце первой четверти XIX века скатерти ткали мужчины. Их делали из пеньки и льна нескольких сортов. Больше всего были распространены рисунки клеточками и шашечками, а на дорогих скатертях – колпаки и теремки. Полотна делали в слободе Борисовка и деревне Крутая, а также в Фатежском и Курском уездах. Продавали их на ярмарках и местных базарах Курской и Харьковской губернии.

Саморядовское узорное ткачество

В сёлах Саморядово и Сторожевое в XIX–XX веках существовал старинный промысел ткачих-надомниц. Мастерицы на специальных станках – кроснах – ткали праздничные и обрядовые рушники, скатерти и пояса для народного костюма. В зависимости от желаемого узора использовали разные техники: перебор, пестрядь, закладное, браное и ремизное ткачество. В закладной технике рисунок получался цветным геометрическим, в переборной – двусторонним, а в пестряди – цветная клетка. В ремизном ткачестве на поверхности ткани получались выпуклые, как будто вытесненные, узоры. Полотно, сотканное браным способом было однотонным, а узор выделялся за счет разной толщины нити.

Традиционно использовали пряжу из конопли, но с XIX века для основы основы рушника стали использовать хлопчатобумажные и льняные нити. Полотенца, украшающие дом, ткали из тонких хлопчатобумажных ниток, повседневные – из грубых конопляных нитей, а для свадебных рушников часто брали отбеленный лен.

Саморядовские ткачихи делали рушники нескольких видов: утирки – полотенца для повседневного использования, убрусы – для головы, ручные – для гостей, накрючники – для праздников и обрядов. Ручные и утирки редко украшали, а вот на рушниках-накрючниках были геометричекие фризы из крестов, ромбов, треугольников, восьмиконечных звезд и розеток. Концы полотенец часто отделывали широкими полосками шелковой или ситцевой ткани ярких цветов и украшали тюлевыми или вязаными крючком кружевами и бахромой. Во второй половине XX века традиционный орнамент стал более разнообразным и многоцветным. На полотенцах появились целые сюжетные композиции – букеты, хороводы, танцующие фигурки, ряды домов и церквей. Самыми распространенными мотивами стали изображения голубков на свадебном полотенце, двуглавого орла и петухов, обращенных друг к другу.

Суджанское ковроткачество

Центром ковроткачества в Курском крае стал Суджанский район. С появлением в XVII веке в самой Судже ткацкого цеха это ремесло стало набирать популярность. Поселившиеся в близлежащих селах бывшие цеховые мастера стали заниматься ковровым ткачеством семейно.

Особенно знаменитыми стали цветочные двусторонние ковры. Их ткали в технологии гладкого паласного переплетения на вертикальном стане. Иногда мастерицы использовали горизонтальный стан, а потом сшивали узкие полотнища. Пряжу использовали шерстяную или полушерстяную. Для создания узора использовали шаблон или технический рисунок с расчерченными клетками,. Чем сложнее рисунок, тем плотнее получалось изделие. Фон обычно был черный или темно-синий, иногда – бледных пастельных оттенков. В центре ковра располагался медальон или венок из крупных маков, пионов или роз, с вплетением мелких листьев, а также незабудок, колокольчиков и ромашек. Края обрамляли гирлянды из таких же цветов и листьев. Женщины сами делали пряжу и красили ее растительными, а позднее промышленными красками.

В Суджанском районе ткали ковры не только с цветочным, но и с геометрическим орнаментом, а также делали санные коврики и попоны для лошадей.

Деревянные промыслы

Ремесленники-деревянщики создавали разные бытовые и сельскохозяйственные предметы. Работы местных умельцев имели большой успех не только в Курском крае, но и в Симферопольской, Екатеринославской, Харьковской и Херсонской губерниях, а также в Землях Войска Донского.

Обоянский, Суджанский и Тимский уезды славились своими телегами, санями, ободьями, полозьями и вожжами. Лодки делали в присеймских селеньях, ульи – в селах Ярыгино и Затолкино, а прялки – в селах Обуховской, Орликовской, Стрелецкой, Нижне-Реутской и Краснополянской волостей. Также были очень популярны местные кадки, бочки, бочонки и ушаты. Бондарным ремеслом занимались мастера в 15 уездах.

Роспись деревянных изделий – традиционный русский народный промысел – также был распространен и на курских территориях. Особенно славились расписные сундуки и дуги из Великой Михайловки и Слоновки. Обычный бельевой сундук был белым, а более дорогие расписывали цветами. Красители при этом использовали естественные. Охру, например, добывали в селах Шахове, Сажном и Лесках.

Иконопись

Курская иконописная школа насчитывает более двух веков. Иконы курских умельцев отправляли в Киев, Харьков, Одессу, Ростов-на-Дону и на Кавказ, а также в Сербию и Болгарию. Центром производства была слобода Борисовка Грайворонского уезда, которая сегодня относится к Белгородской области.

Иконописью на курянщине занималось малороссийское население. Появление этого промысла тесно связано с основанием в начале XVIII века Борисовского женского монастыря. Построив два храма – в честь Тихвинской Божьей Матери и во имя Преображения Господнего, граф Шереметев пригласил из Петербурга мастера Игнатенко, чтобы он расписал церкви и научил своему ремеслу борисовцев.

Изготовление икон соединяло в себе сразу несколько промыслов: иконопись, изготовление киотов и обряжение икон – украшение с использованием стекла, фольги, цветной бумаги, гумми и стекляруса.

Местные мастера писали иконы в строгановском и византийском стилях, а также в соответствии с киевской, новгородской и московской школами. Самыми популярными были Спаситель, Козельщанская Божия Матерь, Тихвинская Божия Матерь, Николай Чудотворец, святые Харлампий и Власий. Краски делали сами из естественных материалов: охры, сиены, умбры, гематита, лазурита, киновари, малахита, графита и сажи, а также яичного желтка и растительных масел.

Еще иконы писали в селах Шустово Льговского уезда, Великомихайловка Ново-Оскольского уезда, а также в слободе Томаровка и в селе Супруновка Белгородского уезда. В Курске издавна существовала иконописная школа-мастерская Шуклиных, в которой также изготавливали иконостасы и золотили купола и кресты.

Кожевенно-сапожное ремесло

В Курске в конце XIX века было около 20 кожевенных заводов. Район кожевенно-сапожного промысла тянулся по всей южной окраине Курской губернии и переходил в Воронежскую.

Процесс обработки кожи состоял из нескольких этапов. Первым делом ее вымачивали и складывали в чан с золой и известью. Потом чистили от шерсти и квасили – замачивалив хлебном квасе из отрубей и ржаной муки. А затем дубили – пересыпали молотой корой дуба. Через 40 дней материал доставали, сушили и пускали в производство.

Из местной кожи делали обувь и верхнюю одежду. Большой спрос на курские кожаные сапожки был на всех рынках Украины. Их возили на ярмарки в Полтаву, Кровелец, Харьков, Екатеринослав и Ростов-на-Дону. С появлением железной дороги на рынки попали тверские и московские сапоги, а также белопольские и московские выделанные кожи. Это создало высокую конкуренцию на украинских базарах, и курские сапожники стали терять монополию. В кожевенном кустарном ремесле настал кризис, и к началу ХХ века на территории губернии остались лишь небольшие предприятия с наемными рабочими.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Соловьиный край»
во «вконтакте»

@welcomekursk

Вступить в группу

«Соловьиный край»
в Telegram

@welcomekursk

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.