обзор

Курск: взгляд в прошлое

Город, которого нет: истории утраченных зданий.

Курск – старинный город с тысячелетней историей. За несколько столетий его облик менялся множество раз: возводили новые дворянские усадьбы, купеческие дома, церкви, монастыри и триумфальные арки в честь приезда российских императоров, гнались за современными новшествами и строили троллейбусные станции, цирки и кинотеатры. Всё это неоднократно реставрировали, потом разрушали и на этих местах возводили новые здания.

В нашем материале расскажем вам истории самых знаковых сооружений Курска, которые остались только на фотографиях.

Херсонские ворота

Летом 1787 года Екатерина II возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург, а по пути заехала в губернский город Курск. В честь этого на перекрестке Херсонской и Воротней (сейчас это улицы Дзержинского и Павлуновского) построили Триумфальную арку с трубящими ангелами.

Она имела широкий центральный проезд для верховых и транспорта и два маленьких боковых прохода для пешеходов. К 30-м годам XIX века арка обветшала и разрушилась, и в 1836 году на её месте построили новую, в честь проезда через Курск другой царственной особы – Николая I. Горожане стали называть её «Херсонские ворота», по названию улицы. Спустя 60 лет через эти же ворота проезжал последний российский император – Николай II.

В 1898 году через ворота провели трамвайную линию. После революции им сначала присвоили имя Льва Троцкого, а потом и вовсе снесли: они мешали движению по улице. Поменяли и название улицы – она стала Дзержинской.

Почитать подробнее об истории Херсонской-Дзержинской улицы и её достопримечательностях вы можете в нашем материале.

Маршрут «Прогулка по улице Дзержинского»

Прошлое и настоящее второй главной улицы Курска.

Издательство К. И. Ивановой
Вид Херсонских ворот в северо-восточном направлении. Снимок 1885–1896 гг. в сторону Красной площади.

Московские ворота

В Курсе были ещё одни ворота – Московские. Их также назвали в честь улицы, на которой они стояли. Ворота построили в 1823 году на месте старой деревянной триумфальной арки в память о приезде в Курск императора Александра I. На их фризе была выбита надпись «Иждивением Дворянства».

За Московскими воротами стояли шпили, которыми была отмечена городская застава на въезде в город с северной стороны – далее дорога шла на Москву. Когда построили трамвайную линию, здесь была конечная остановка трамвая. На кольце около шпилей трамвай разворачивался и возвращался по Московской улице в депо.

Ворота снесли в 1937 году, а шпили остались. Их оштукатурили, поставили декоративные кронштейны со светильниками, вместо императорских орлов установили советские гербы. Шпили простояли до 1968 года, после их разрушили, а трамвайное кольцо демонтировали. Недалеко от места, где стояли ворота, расположен медицинский институт.

А. Д. Ермаков
Московские ворота. Начало ХХ века.

Евангелическо-Лютеранская церковь

В XIX веке в Курске проживало много иностранцев, в том числе и немцев-лютеран. Для них в 1826 году на Московской улице построили небольшой молельный дом, а спустя 70 лет – кирху святых Петра и Павла.

Лютеранскую церковь соорудили из красного облицовочного кирпича в готическом стиле с башней, которая была увенчана остроконечным шпилем. По бокам входного портала поставили скульптуры апостолов Петра и Павла, привезённые из Риги. Внутри было алтарное изображение Христа, которое сделали в Дюссельдорфе. Большой орган доставили из австро-венгерского города Егерндорфа. Его звучание приходил послушать весь город. На колокольне кирхи были установлены огромные часы, которые подсвечивали ночью.

В 1924 году церковь закрыли и организовали здесь клуб. Проработал он недолго – уже через четыре года в здании открыли радиоклуб. Вскоре и его расформировали, а в помещениях бывшей кирхи организовали сначала склад, а потом Дом физкультурника.

В 1940 году кирху перестроили: высокий шпиль разобрали, вершину башни украсили пилястрами, перед входом соорудили одноэтажную пристройку. Внутри церковь переоборудовали под административное здание. После войны её вновь реконструировали: пристройка выросла на два этажа и на уличном фасаде появилась большая вертикальная лоджия, а само здание отдали под нужды областной прокуратуры.

Железнодорожный вокзал «Курск-ветка»

30 сентября 1868 года в Ямской слободе, в трёх километрах от Курска, открыли Московско-Курскую железную дорогу и вокзал. Добираться туда было неудобно и дорого, поэтому было решено построить ещё один вокзал – уже в центре. Спустя десять лет на улице Генеральной, которая сейчас носит имя Александра Невского, открыли второй вокзал – «Курск». Это было двухэтажное здание с перроном и навесом от дождя и снега. В то время Курск был одним из немногих городов в империи, где существовало внутригородское железнодорожное сообщение.

В 1934 году станция стала только товарной, и её переименовали в «Вокзал Курск-ветка». В здании разместили управление железной дороги и городские кассы предварительной продажи билетов. В новом статусе станция прослужила недолго: в 1968 году её ликвидировали, а через несколько лет на этом месте построили цирк.

В июле 2020 года на улице Сонина, рядом с местом, где располагался вокзал, появилось граффити с изображением паровоза, который едет вдоль домов.

Примечательна судьба и первого курского вокзала. Во время немецкой оккупации величественное здание, в котором смешались псевдорусский и неоготический стиль, разрушили – осталось только правое крыло. При строительстве нового вокзала его восстановили – увидеть его можно на четвёртой платформе с южной стороны станции.

Александровская часовня на Красной площади

После убийства Александра II в 1881 году совет Курской городской думы решил поставить часовню-памятник в центре города в честь императора. Куряне сами собрали 2500 тысячи рублей на памятник, а один горожанин даже привез две тысячи штук красного кирпича.

Здание часовни заложили 30 августа 1886 года. Цоколь выложили белым камнем, который остался после постройки моста через реку Кур на Херсонской улице. Сама часовня была выполнена в псевдорусском стиле и отличалась обилием декора. В основе композиции – трехъярусный восьмерик, который был увенчан шатром с главкой. Восьмерик украсили двумя поясами килевидных кокошников. А над шатром поставили крест и герб Российской империи. Из Москвы доставили несколько икон, которые выполнил иконостасный мастер Иван Тереза. В честь открытия 2 августа 1889 года прошла торжественная литургия и крестный ход.

После революции все памятники последним русским императорам снесли. Александровскую часовню не спасла даже легенда, будто её построили в память воинов русско-турецкой войны. Сейчас на этом месте находится пешеходный переход перед зданием Главпочтамта.

источник фото
Красная площадь и Александровская часовня (слева). Издательство К. И. Ивановой

Здание электрического трамвая

В апреле 1898 года в Курске запустили трамвай. Появился новый вид транспорта благодаря инженеру и предпринимателю Ивану Лихачёву и его акционерному обществу «Бельгийские дороги». Маршрут был коротким: от Херсонских до Московских ворот – всего пять вёрст, чуть более пяти километров. Стоимость проезда составляла 8 копеек. По тем временам дорого – обычный рабочий получал в день 50 копеек, а женщина – около 30.

Трамвайное депо насчитывало двенадцать вагончиков. Изначально они были маломощные и с трудом передвигались по холмистой курской местности. Пассажирам иногда даже приходилось толкать их в гору.

Вместе с рельсами в Курске построили и депо – небольшие бревенчатые гаражи. В них ремонтировали вагоны, электродвигатели и другие части трамваев. В конце XIX – начале XX столетия депо располагалось на улице Выгонной. Со временем её переименовали в улицу 50 лет Октября, а на месте депо построили гостиницу «Белая акация».

Для работы трамвая нужна была электростанция. Постройку с двускатной крышей, большими арочными окнами и трубой, из которой постоянно шёл дым, возвели на Херсонской улице. От улицы станцию отделял сад. Электроэнергии, которую вырабатывала станция, хватало для трамваев, фонарей на центральных улицах и освещения учреждений и квартир.

В 1934 году на Нижней Набережной построили центральную электрическую станцию. Старую переоборудовали в баню, а затем и вовсе снесли.

Предлагаем прогуляться по первому маршруту трамвая. Читайте наш маршрут, планируйте время и отправляйтесь на прогулку.

Прогулка по маршруту первого курского трамвая

Отправляемся в путь по бывшим Херсонской и Московской улицам.

Кинотеатр «Комсомолец»

Первый кинопоказ в Курске прошёл в 1897 году в здании городского театра. Показывали «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. Вскоре в доме мещанки Варвары Грот началась реконструкция – строили первый курский кинотеатр «Чары».

В 30-х годах XX века особняк, как и кинотеатр, национализировали и открыли вместо него клуб строителей. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Его отреставрировали и восстановили в нём кинотеатр, но уже под другим названием – «Комсомолец». Перед сеансом посетители могли забежать в буфет за мороженым и газировкой или купить газету в киоске «Союзпечати».

Кассовые киноленты демонстрировали в другом кинотеатре, в «Октябре», в «Комсомольце» же показывали идеологические картины, снятые в СССР или других социалистических странах. В конце 60-х годов все здания на улице Ленина от пересечения с Кирова до Золотой снесли, а на их месте построили девятиэтажку.

Сад «Ливадия» и стадион «Динамо»

У места, где сейчас располагаются здание гостиницы «Курск», Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса и торговый центр «Пушкинский», долгая и очень интересная история.

В XIX веке здесь разбили городской Лазаретный сад – любимое место для гуляний среди курян. В 1908 году его переименовали в «Ливадию» в честь императорской резиденции в под Ялтой, посадили новые фруктовые и декоративные деревья, обустроили цветники и беседки, построили летний театр и ресторан. Гулять здесь могли горожане всех чинов.

После Октябрьской революции «Ливадию» переименовали во Второй городской сад, а в годы Гражданской войны он и вовсе оказался в запустении. В 20-е годы его пытались восстановить, но в 1932 году на его месте начали строить стадион «Динамо».

Он сразу же стал главной спортивной площадкой города. Здесь играли в футбол и хоккей, тренировались боксёры, велосипедисты, лыжники и стрелки. Зимой на газоне заливали каток и устраивали соревнования по хоккею с мячом и мотогонки на льду, а по выходным на коньках могли прокатиться все горожане.

Во время оккупации стадион оказался частично разрушен. После окончания войны его реконструировали: построили трибуны, восстановили западную стену и главный вход с колоннами, установили фонтаны и украсили скульптурой.

В 60-е годы городским властям пришла идея организовать на месте стадиона «Динамо» площадь Искусств. Здесь планировали построить новое здание драматического театра, панораму «Курская битва» и картинную галерею. Проект так и не был реализован, из всего задуманного построили только Курский драматический театр.

источник фото
Сад «Ливадия»

Летний театр

На территории парка имени 1 Мая раньше располагался Купеческий сад. В 1912 году там по проекту архитектора Богдана Перетятковича построили Летний театр. От других курских зданий он отличался тем, что был возведен из монолитного железобетона. В России таких зданий в то время насчитывались единицы.

Двухъярусное строение в стиле модерн было предназначено для любительских спектаклей и небольших заезжих трупп. Партер был рассчитан на 300 мест, а балкон – на 50. Сцену сделали вращающейся. В 20-е годы театр был переименован в Летний государственный театр драмы и комедии, здесь ставили пьесы и проводили концерты кружки художественной самодеятельности, а ещё зачитывали лекции и доклады.

На сцене театра выступали многие известные писатели, актеры и музыканты прошлого столетия: Надежда Плевицкая, Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Максим Горький, Игорь Ильинский, Валерия Барсова, Иван Козловский, Любовь Орлова, Мария Миронова и Александр Менакер.

К концу XX века театр перестал работать, а после случился пожар, после которого здание решили не восстанавливать. В 2012 году его признали аварийным и окончательно снесли.

источник фото
Летний театр. 1950-е гг.

Цирк на Красной площади

Построить собственный стационарный цирк в Курске решили в 1936 году, проект разработали архитекторы Павел Лазоренко и Аким Зубов. Из-за нехватки материалов при строительстве использовали кирпич разрушенных церквей – Флоровской и Николаевской на торгу.

Курский цирк, один из лучших в стране, вмещал около полутора тысяч зрителей. Здесь было три выхода, в том числе и на Красную площадь, кольцеобразное фойе и гардероб. Дневные представления начинались в час дня, вечерние – в половине седьмого. В программе – все виды циркового искусства: воздушные полёты, клоунада, выступления музыкантов, велосипедистов, гимнастов, акробатов и дрессированных животных. Некоторое время в Курске прожили знаменитый дрессировщик животных Борис Эдер, который привёз с собой белых медведей для спектакля «Во льдах Арктики», и известная певица Тамара Церетели. Их выступления были одними из последних в цирке на Красной площади.

В годы Великой Отечественной войны здание было разрушено, особенно пострадал купол – в него попала бомба. После войны руины разобрали, и город на несколько лет остался без стационарного цирка. Новое здание построили в 70-е годы на улице Александра Невского, а на месте старого сейчас расположен Дом связи.

ВДНХ

В 1954 году в Курске проводили выставку сельскохозяйственных достижений. Для этого на площади 10 гектаров на месте современного спортивно-концертного комплекса построили павильоны. Авторами комплекса стали архитекторы Алексей Шуклин и Сергей Фёдоров. Сначала здесь представляли плоды своего труда курские колхозы, но позже стали выставляться и промышленные предприятия.

В центре выставки была расположена копия памятника «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. На территории располагались животноводческий городок, где колхозы и совхозы демонстрировали племенных животных, бассейн с рыбами, павильоны промышленного и технического направлений. Для проведений лекций и кинофильмов была построена летняя эстрада.

Курскую ВДНХ закрыли в 1992 году, а через год бывшие павильоны перестроили под торгово-выставочный центр «Курская ярмарка».

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Соловьиный край»
во «вконтакте»

@welcomekursk

Вступить в группу

«Соловьиный край»
в Telegram

@welcomekursk

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.