маршрут

Прогулка по маршруту первого курского трамвая

Отправляемся в путь по бывшим Херсонской и Московской улицам.
  1. Херсонские шпили
  2. Херсонские ворота
  3. 3-я Мещанская улица
  4. Остановка «У городского театра»
  5. Угол Ртищевской улицы
  6. Центральная станция трамвая
  7. Городской вокзал
  8. Городской сквер
  9. Городская Управа
  10. Почтово-телеграфная контора
  11. Золотая улица
  12. Государственный банк
  13. Садовая улица
  14. Губернская земская управа
  15. Белевцевская улица
  16. Московские ворота и шпили
Пешеходный
Тип маршрута
1 ч 0 мин
Время маршрута

Курск – второй город после Нижнего Новгорода, в котором появилась трамвайная линия.

Воплотил идею инженер и предприниматель Иван Лихачёв. Для своего предприятия он создал в Брюсселе «Акционерное общество электрической железной дороги в Курсе». В планах инженера было создание в городе двухпутных линий на улицах Московской и Херсонской – нынешних Ленина и Дзержинского. У него были и конкуренты – немецкая компания Siemens Halske AG, которая предлагала более развитую трамвайную сеть. Но городским властям предложение Лихачёва показалось более выгодным.

Для работы трамвая построили и электростанцию: она состояла из трёх водотрубных котлов, двух паровых машин и динамо-машин. На Выгонной улице соорудили трамвайное депо. В город привезли трамваи бельгийского производства – деревянные с металлической обшивкой, открытым салоном и диванами из реек. Они совсем не подходили для местного климата и все уже побывали в употреблении: они успели покататься по Нижнему Новгороду и итальянской Пизе.

Первый трамвай начал своё движение по Курску 18 апреля 1898 года. Двигался он со скоростью 12 километров в час от Херсонских ворот до Московских, потом разворачивался на кольце и ехал обратно. Бельгийские вагоны слабо справлялись с крутым заездом в гору по пути к Красной площади, поэтому пассажиром приходилось подниматься на холм пешком, а потом уже садиться в трамвай. Стоимость проезда составляла 8 копеек – по тем временам очень дорого. Для сравнения: полкило соли стоило 1 копейку, столько же мяса – 13 копеек, а сахара – 15 копеек.

К 1914 году часть шпал на путях сгнили, а вагоны пришли в негодность. Их пытались починить, но началась война. В Курск свозили раненых, в госпиталь их доставляли на трамваях. Потом произошёл топливный кризис. Угля и нефти не хватало для поддержания работы электростанции, поэтому весной 1918 года трамваи перестали ходить по Курску. С 1919 года горожане начали собирать деньги для восстановления, и уже через пять лет по Курску снова ехали всё те же бельгийские вагончики. Трамвайная сеть тогда мало чем отличалась от своей предшественницы, изменилось только количество остановок и их названия.

Далее история курского трамвая стремительно развивалась: прокладывали новые маршруты, строили депо и завозили в город вагоны уже советского производства.

Сейчас в Курске сокращено количество маршрутов и действует только Восточное трамвайное депо, на территории которого работает музей. Оно располагается на 2-й Агрегатной улице.

Мы же предлагаем вам отправиться пешком по самому первому трамвайному маршруту – от пересечения улиц Дзержинского и 50 лет Октября и до пересечения Ленина и Павлова, заново взглянуть на исторические достопримечательности, а напоследок отдохнуть в кафе.

1
Херсонские шпили
Пересечение улиц Дзержинского и 50 лет Октября.
Курская обл., г. Курск, ул. Дзержинского, зд. 92

Начинаем нашу прогулку от перекрестка улиц Дзержинского и 50 лет Октября.

В XVIII веке на Херсонской улице, нынешней Дзержинской, в честь приезда Екатерины II установили две колонны на массивных тумбах, которые были увенчаны литыми металлическими царскими гербами. На протяжении двух веков шпили обозначали западную окраину города. В 1898 году в Курске проложили трамвайную колею, которая уходила по улице Херсонской вправо прямо в депо.

Напротив шпилей, как и сейчас, в XIX веке стояли казарменные помещения, где размещался 123-й Козловский пехотный полк. Построить военный городок на пустыре у Херсонской дороги приказал Николай I. Император сам приезжал в Курск, чтобы проследить за выполнением своего указа. После революции казармам присвоили имя Льва Троцкого, а самым знаменитым красноармейцем, который проходил здесь службу, стал будущий генсек Никита Хрущёв. После Гражданской войны здания казарм сильно пострадали. Отреставрировали их в 1926 году: разместили части сводной батареи, комендантский взвод, школу младшего комсостава и клуб артиллерийского полка.

В советское время в разные годы здесь располагались 18-й и 165-й пехотные полки. В 70-е казармы вновь реконструировали, и они обрели современный вид.

2
Херсонские ворота
Пересечение улиц Дзержинского и Павлуновского.
Курская обл., г. Курск, ул. Дзержинского, д. 86

Дальше трамвай бежал вверх по улице, и мы отправляемся вслед за ним – по Дзержинского к перекрёстку с улицей Павлуновского.

Около двух веков на этом месте стояли Херсонские ворота. Они были построены в 1787 году в честь приезда в Курск Екатерины II. Ворота имели широкий центральный проезд для верховых и транспорта и два маленьких прохода для пешеходов. В 1836 году на её месте появилась новая арка, но уже в честь приезда другого императора – Николая I. Когда в городе запустили трамвай, его пути проложили именно через Херсонские ворота. После революция ворота снесли, а спустя время убрали и трамвайную линию.

Возле ворот стоял дом купца Тихона Зубкова. Сейчас в нем располагается отделение городской поликлиники № 2. Обратите внимание на дом под номером 86 на Дзержинского— это яркий пример сталинской архитектуры: полуарочные окна и балконы отделаны классической лепниной. Его строительство началось в 30-е годы XX века, а завершилось только в 1953 году. Предполагалось, что здесь будет дом-коммуна на 120 квартир с общей кухней, прачечной, яслями и детским садом. Со временем от этой идеи отказались, но внешний вид так и остался нарядным.

В третьем подъезде с 1953 по 1959 годы жил советский писатель Валентин Овечкин, который написал повесть «Районные будни» о сельском хозяйстве 50-х годов.

Сейчас, кроме квартир, в доме располагается библиотека для незрячих имени Василия Алёхина.

3
3-я Мещанская улица
Пересечение улиц Дзержинского и Чехова.
Курская обл., г. Курск, ул. Дзержинского, д. 82

Идём к пересечению улиц Дзержинского и Чехова. Справа расположен величественный особняк – доходный дом Исаака Альпина. Предположительно здание построили по проекту архитектора Сергея Серебровского в начале XX века. Левую часть сделали двухэтажной, правую трехэтажной, а разделили их аркой. Большие окна инкрустировали камнем, а балкон сделали из кованной решётки.

В советское время здесь располагался сначала комитет партии эсеров, а затем губернская чрезвычайная комиссия. Во время Гражданской войны случился пожар, и здание пустовало до 1927 года. Со временем его восстановили и переоборудовали под квартиры. Накануне московской Олимпиады дом вновь реконструировали. Но ремонт не пошёл на пользу особняку, он лишился балконов, кованого парапета и других украшений. Теперь здесь – тринадцать квартир, офисы и магазины.

4
Остановка «У городского театра»
Около бывшего кинотеатра имени Щепкина.
Курская обл., г. Курск, ул. Дзержинского, д. 51

Трамвай бежит дальше к своей остановке у городского театра, и мы отправляемся вслед за ним.

В 1820 году в Курске построили здание манежа для обучения полковых лошадей. Его спроектировал архитектор Карл Гофман, тот самый, который создал дворцово-парковый ансамбль «Марьино» для князей Барятинских. Манеж несколько раз перестраивали, а затем и вовсе реконструировали, полностью изменив фасад и интерьеры здания. В здании разместили театральную сцену, партер, амфитеатр, балконы, ложи, бельэтаж и галёрки. Освещали новый театр электрическими свечами Эдисона.

Театр пользовался огромной популярностью среди горожан. Здесь ставили спектакли, водевили и оперетты театры из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, а на сцене блистали Вера Комиссаржевская, Ольга Садовская, Константин Варламов, Василий Качалов и Александра Яблочкина.

После войны в здании установили колонны, расписали потолок, повесили большие люстры. В 1979 году его признали аварийным и при очередном ремонте оставили только наружные стены, внутри сварили металлический каркас, справа соорудили дополнительную постройку для касс. А в 2009 году старый кинотеатр и вовсе закрыли, на его месте разместили киноцентр духовной культуры «Содружество имени Щепкина».

5
Угол Ртищевской улицы
Пересечение улиц Дзержинского и Советской.
Курская обл., г. Курск, ул. Дзержинского, д. 62

Затем трамвай бежал дальше мимо доходного дома дворянина В. Толубеева, построенного в последней четверти XIX века. Изначально часть комнат особняка сдавали внаём, в другой жили хозяева. После запуска трамвая в доме разместили управление трамвайного хозяйства. Такое расположение было удобно из-за непосредственной близости от центральной электростанции и вагонного депо. В 1913 году управление переехало на новое место, а в доме Толубеева жил курский купец Самуил Черняк.

После прихода советской власти дом национализировали, а комнаты переоборудовали под квартиры с торговыми помещениями и кафе на первом этаже. В 2015 году здание признали аварийным, жильцов расселили, на первом этаже остались только торговые точки.

6
Центральная станция трамвая
Угол улиц Дзержинского и Гайдара.
Курская обл., г. Курск, ул. Дзержинского, зд. 50

Путь трамвая лежал дальше к центральной станции, которая располагалась на углу нынешней улицы Гайдая.

Это была постройка с двускатной крышей, большими арочными окнами и трубой, из которой постоянно шёл дым. От улицы станцию отделял сад, огороженный железной решеткой. Электроэнергии, которую вырабатывала станция, хватало для трамвайного движения, фонарей на центральных улицах и освещения учреждений и квартир. Именно около неё и останавливался трамвай на рубеже веков.

В 1934 году в Курске на Нижней Набережной построили центральную электрическую станцию. Необходимость в старой отпала, её переоборудовали в баню, а затем и вовсе снесли для строительства Центра научно-технической информации.

Ещё одно интересное место расположено на противоположной стороне улицы Дзержинского – Георгиевский сквер.

До революции на этом месте находилась Георгиевская площадь. Такое название она получила благодаря церкви, которая стояла неподалёку. Здесь проходили народные гулянья, ярмарки, балаганы, выступали цирки и приезжие артисты. На площади показывали своё мастерство Иван Поддубный и Владимир Дуров. В 1909 году на площади построили стационарный деревянный цирк. Просуществовал он недолго – всего два года.

В конце 1918 года площадь переименовали в Пролетарскую, а вскоре на её месте разбили сквер: посадили деревья, цветы на клумбах, установили фонтаны и лавочки. В 80-е неподалёку от сквера начали строить многоквартирные дома, деревья в парке вырубили, а на его территории складировали стройматериалы. Вновь реконструировали сквер только в 1992 году. 

7
Городской вокзал
Площадь Советов около цирка.
Курская обл., г. Курск, ул. Александра Невского, зд. 4

После трамвай отправлялся вверх к городскому вокзалу, который располагался прямо в центре. Курск тогда был одним из немногих в стране, где было развито внутригородское железнодорожное сообщение.

Вокзал на улице Генеральной, которая сейчас носит имя Александра Невского, открыли в 1878 году. Это была вторая железнодорожная станция в городе. Первая – в Ямской слободе – находилась далеко, и добираться туда было затруднительно.

Вокзал «Курск» на Генеральной имел единственный перрон с навесом от дождя и снега и принимал не только пассажирские, но и товарные поезда. В 1934 году станция стала только товарной и получила новое название – «Вокзал Курск-ветка». В здании разместили управление железной дороги и городские кассы предварительной продажи билетов. В 1968 году станцию окончательно ликвидировали, а через несколько лет на этом месте построили цирк.

На противоположной стороне улицы расположен доходный дом Перепёлкина, который сохранился до наших дней в почти первоначальном виде.

Здание построили в 1870-х годах. Здесь располагалась гостиница, для детей здесь устраивали киносеансы, а для взрослых – танцевальные вечера. После революции в разное время здесь находились библиотека, солдатский клуб, театр, студия ваяния и живописи, цеха швейной фабрики. С 2000-х в доме Перепелкина располагается торговый центр «Сосновский». 

8
Городской сквер
Парк им. 1 Мая.
Курская обл., г. Курск, Красная пл., д. 7А

Дальше дорога идёт в гору. На этом месте пассажирам приходилось выходить из вагонов и идти до следующей остановки.

Пройдём и мы — к Красной площади и парку им. 1 Мая. В XVIII веке на месте парка стоял двухэтажный дом с колоннами генерал-губернатора Курского и Орловского наместничеств. Именно в нем останавливалась Екатерина II во время своего визита в Курск. В начале следующего века резиденция губернаторов переехала на новое место, а старый дворец со временем разобрали. Тогда же здесь появилась торговая площадь, а после и сквер. Такое соседство не украшало центр города, поэтому по приказу губернатора Виктора фон Валя базар убрали, сад расширили и присвоили ему имя поэта Александра Пушкина.

В 1920 году Пушкинский сквер объединили с Купеческим, который находился неподалёку, и он получил свое нынешнее название. Главной достопримечательностью парка был Летний театр, в котором выступали солисты Большого театра, Максим Горький и Владимир Маяковский.

Летнего театра уже давно нет, зато в парке можно прогуляться по благоустроенным современным аллеям.

9
Городская Управа
Администрация города Курска.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, зд. 1

Идем дальше вслед за трамваем. Теперь нам нужно дойти до здания администрации города Курска. До революции на её месте находилась Городская управа. Трехэтажное здание с причудливыми полуарочными окнами было построено в 1873 году. Служащие городской управы занимали первый этаж, на втором находился общественный клуб с библиотекой и Думный зал, в котором давали концерты. Здесь выступали знаменитый испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате, виолончелист Александр Вержбилович и скрипач Михаил Эрденко, певица Надежда Плевицкая, после 1917 года – поэты Василий Каменский, Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт.

В Первую русскую революцию здесь проходили собрания представителей курских либеральных кругом. Во время одного из таких собраний черносотенцы окружили входные двери и избивали всех, кто выходил. После Гражданской войны здание было разрушено, но в 1922 году его восстановили. До Великой Отечественной войны, когда дом бывшей городской управы сгорел, здесь размещались губпрофсовет, Дом крестьянина, общежитие, сельскохозяйственный музей, библиотека, кинозал и справочное бюро.

Современное здание с высокими колоннами, в котором разместилась администрация города Курска, построено в 1960-е годы.

Прежде чем отправиться дальше, посмотрите на противоположную сторону улицы. Там стоит гостиница «Центральная». Исторически место, где она расположена, всегда было гостиничным. В старину здесь находились постоялые дворы, а потом гостиница «Полторацкая», в которой останавливались знаменитые гости. Один из них – Антон Дельвиг, поэт и друг Александра Пушкина.

Рядом с гостиницей, на месте дома № 8 располагалась популярная среди курян кондитерская Левашкевича. Именно отсюда поставляли десерты к царскому столу, когда город посещал Николай II.

10
Почтово-телеграфная контора
Центральный универсальный магазин.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, зд. 12

Не переходите дорогу, следующая станция – почтово-телеграфная контора.

Двухэтажное каменное здание на месте современного ЦУМа было построено в 1786 году. Отсюда отправляли почтовые посылки и письма, а после 1858 года – телеграммы. Позже здесь разместилась и телефонная станция. Именно мимо этой станции и проезжал первый курский трамвай. После революции здание снесли, а на его месте в 60-е годы XX века построили здание ЦУМа.

Взгляните направо – на противоположной улице разместилось несколько городских достопримечательностей: старинная Ильинская церковь, Дом книги, построенный в прошлом столетии, и современный памятник курской антоновке.

11
Золотая улица
Пересечение улиц Ленина и Золотой.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, зд. 25

А теперь трамвай поднимается вверх к улице, которую никогда не переименовывали – Золотой.

Эта улица была проложена ещё по первому градостроительному плану Курска 1787 года. Тогда она начиналась от современной Ленина и заканчивалась у улицы Радищева.

Прежде чем отправиться дальше, взгляните на особняк на перекрестке Ленина и Можаевской. В XIX веке здесь жил архитектор Николай Чурилов, а в июне 1869 года гостил автор оперы «Князь Игорь» Александр Бородин. На рубеже веков здесь располагалось агентство страхового общества «Якорь», магазин часов купца Мозгова, красильня Трифонова, магазин Климова и товарищества Попова. После смерти Чурилова владельцем дома стал купец Грошковский, который увеличил территорию особняка. После национализации в доме расположился штаб 55-й дивизии, губотдел РКИ, авторемонтные мастерские. Сейчас в доме находится Окружной военный клинический госпиталь.

12
Государственный банк
Торговый центр «Пушкинский».
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, зд. 30

Во времена, когда по улице Московской, ходил трамвай, на месте торгового центра «Пушкинский» стоял Государственный банк. Это была двенадцатая остановка трамвая.

Здание для банка приобрели у потомственного почетного гражданина Д. А. Баушева. В первые годы советской власти банк продолжал работу, но не смог пережить оккупацию. Здание взорвали немцы при отступлении в 1943 году.

Пройдите чуть дальше, прогуляйтесь по Театральной площади, послушайте музыкальные фонтаны, забегите в Музей космонавтики, который расположен через дорогу, и отправляемся дальше.

13
Садовая улица
Пересечение улиц Ленина и Садовой.
Курская обл., г. Курск, ул. Садовая, зд. 10

Трамвай ехал мимо Чикинской улицы, теперь Ватутина, на которой не сохранилось ничего интересного, и доезжал до Садовой.

Остановимся недалеко от пересечения улиц Ленина и Садовой – у Курской епархии.

Красивое двухэтажное здание с колоннами, полуарочными окнами и изящной лепниной было построено в середине XIX века и принадлежало семье Денисовых. В 1963 году в доме разместили общественный клуб, а через десять лет городская управа приобрела его для учительской семинарии. Здесь учился Петр Голиков, отец писателя Аркадия Гайдара.

В 1896 году в части здания семинарии обустроили Семёновскую метеорологическую обсерваторию, где проводили наблюдения за солнечной радиацией, температурой воздуха и почвы, определяли атмосферные осадки.

Закрыли семинарию в 1919 году и разместили здесь губернский комитет партии левых социалистов-революционеров. В советское время здесь работало управление по гидрометеорологии

Сейчас в здании размещается центр Курско-Рыльской епархии.

Перейдите на другую сторону и пройдите ближе к Садовой. Здесь за стеклянным современным зданием находится дом, в котором жил ветеринарный врач Николай Диковский – знаковая личность в истории Курска.

Диковский учился в Харькове. После вручения диплома талантливого молодого учёного отправили на стажировку в Пастеровский институт в Париже, где ему удалось поработать над поиском вакцины от сибирской язвы. По возвращению в Россию Диковский создал собственную вакцину, которая оказалась во много раз эффективнее пастеровских. В 1896 году при содействии ученого в Курске открыли ветеринарно-бактериологическую лабораторию.

В доме на Садовой Диковский жил до революции. Его особняк ненадолго национализировали, а затем вернули за заслуги в науке и медицине. После смерти учёного комнаты были переоборудованы под квартиры. Расселили жильцов из особняка в 80-е годы. Сначала его хотели снести, но передумали, отреставрировали и отдали под нужды города. Здесь размещались гастрономический и книжный магазины, экологический центр, а сейчас – аптека.

14
Губернская земская управа
Городской комитет архитектуры и градостроительства.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, зд. 69

Одна из последних остановок трамвая находилась около здания Городской земской управы.

В 1868 году курские власти приобрели для служб земской управы роскошный трехэтажный особняк на Московской улице. На третьем этаже разместили канцелярию, этажом ниже жил председатель, он занимал все восемь комнат, а ещё ниже работала типография. В 1883 году функции управы были расширены, поэтому потребовалось более просторное и вместительное здание. Рядом с управой жила вдова полковника Останьковича, которая предложила приобрести её дом. После сделки в нём разместили земскую ветеринарно-бактериологическую лабораторию и другие отделы.

В начале XX века между двумя домами построили промежуточный корпус. В новой пристройке потолки сделали из железобетона, а на втором этаже устроили высокий зал заседаний с венецианскими окнами, красивой потолочной лепкой, нарядными люстрами и балконами. В Первую мировую войну в управе разместили госпиталь. Здесь же был организован цех по пошиву белья и халатов. После Октябрьской революции в разные годы здесь размещали хирургический лазарет, платная библиотека-читальня, детский дом, Дома профсоюзов и пионеров, горисполком и, наконец, городской комитет архитектуры и градостроительства.

15
Белевцевская улица
Курское отделение Центробанка.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, зд. 83

Трамвай медленно приближается к своей последней остановке. А мы останавливаемся полюбоваться на самый красивый дом по улице Ленина – здание Центробанка.

В 1910 году в Курсе стали подыскивать место для строительства отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Выбор пал на усадьбу Сапунова, мимо которой и проезжал курский трамвайчик на рубеже веков.

Усадьбу разрушили, а на её месте по проекту архитектора Фёдора Ливчака построили новое здание в псевдорусском стиле. На первом этаже находились кабинет управляющего и приёмная для дворян и службы Крестьянского банка. Второй этаж предназначался для Дворянского банка, здесь были зал заседаний, кабинеты членов банка, технический, статистический и хозяйственный отделы.

После 1917 года здесь находились учреждения различных ведомств, а после войны помещения были отданы в аренду Курскому отделению Госбанка, теперь Центробанка. Современный вид здание приобрело в 50-е годы XX века после реконструкции. Сначала построили пристройку с вестибюлем и второй лестницей, потом операционный зал, а затем соединили основное здание и дома, где были квартиры служащих. В конце 1990-х чердак превратили в мансарду, операционный зал переехал на этаж выше, а фасад цоколя облицевали серым гранитом. Добавились и новые майоликовые украшения.

16
Московские ворота и шпили
Развязка улиц Ленина и Павлова.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина, д. 94

Трамвай, наконец, подъезжает к своей последней остановке – у Московских ворот. Далее он проедет мимо шпилей с императорскими гербами наверху, развернётся на кольце и поедет обратно к Херсонским воротам. А мы остановимся ненадолго, чтобы вспомнить историю Московских ворот.

В XVIII веке Московская улица, тогда главная в Курсе, заканчивалась деревянными воротами. Их сломали 1783 году. Через несколько лет, в память приезда Александра I, на этом месте построят новые, на этот раз каменные. В советское время ворота сменили название на Ленинские. Разрушили их в 1937 году, шпили простояли дольше – до 1968 года.

Примерное расположение конечной остановки – Курский медицинский университет. Мы же предлагаем отдохнуть от долгого пути и заглянуть в кофейню Donut Bar. Здесь подают донаты – фирменные пончики собственного производства. Гостям на выбор предлагают множество разных вкусов от классических шоколадного и клубничного до бананового брауни и мармеладно-йогуртового.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

«Соловьиный край»
во «вконтакте»

@welcomekursk

Вступить в группу

«Соловьиный край»
в Telegram

@welcomekursk

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.