обзор

Традиционный костюм Курской области

Гофрированные сарафаны, вышитые рубахи, тканые пояса и три вида кокошников

На традиции Курской области повлияли переселенцы из других регионов России и соседних стран. В местном народном костюме заметны черты украинского, белорусского и поволжского. В чем ходили куряне по будням и праздникам – читайте обзоре.

Традиционный наряд Курской губернии – один из вариантов южнорусского костюма. Женщины носили рубахи, сарафаны, поневы, передники и головные уборы, мужчины – рубахи, портки и пояса. Рубахи украшали ткаными и вышитыми узорами – считалось, что это защищает владельца от дурного взгляда. Основные цвета орнамента – черный, белый и разные оттенки красного.

По наряду можно было сказать, из какого района человек, какое положение занимает в обществе и каков его статус. Обычно крестьяне имели несколько костюмов – рабочий, будничный, праздничный и обрядовый. Праздничную одежду шили из дорогих тканей и богато украшали. У женщин часто было два образа: один для воскресений, а другой – для больших праздников. На свадьбу, похороны и весенние праздники надевали особые наряды – они дольше сохраняли свои старинные формы.

Женский костюм

Традиционный женский костюм был многослойным и состоял из многих элементов. Существовало два варианта – рубаха с поневой и рубаха с сарафаном. Наряд дополняли головным убором и украшениями.

Рубаха

Рубаха всегда была основой русского народного костюма – ее с малых лет носили и женщины, и мужчины. Шили ее из льняного холста, ситца, шелка, кисеи, маркизета и легкой хлопчатобумажной ткани – миткаля. Материал использовали максимально экономно, а обрезками потом украшали другие изделия. Рубахи делили на нательную, верхнюю, будничную, выходную и праздничную. Они были похожи по покрою, но украшены по-разному.

Женская рубаха могла состоять из верхней части – станушки от ворота до талии – и нижней, подставы. Для станушки использовали тонкий и легкий материал, для подставы – более грубый. Также носили цельные рубахи. Для таких брали три или четыре тканевых полотна, сшивали их между собой и оставляли отверстия под рукава и разрез спереди – пазуху.

Часто вверху делали плечевые вставки – полики. Рубахи с длинными рукавами и косыми поликами – один из самых древних видов и в Курске, и на Руси. Их рукава книзу сужались и закрывали кисть руки, а могли даже опускаться ниже колен. Потому что взять за открытые руки девушку на выданье было равносильно сватовству. В XX веке рукава чаще шили широкими, собранными вверху и внизу, обычно их украшали манжетами. Иногда сверху надевали накладные брыжи – полоски ткани, один край которых собран на тесьму, а другой свободен.

Выходную рубашку – подносок – украшали сложной вышивкой и кружевом. Плечевую часть дополняли аппликацией, узорными ткаными полосами, вставками кумача, тесьмой и шерстяной бахромой. Праздничная рубаха обычно имела отложной воротничок и прямые широкие рукава, также собранные внизу и у широкой горловины. Еще встречались большие прямые воротники, их называли козырь.

Будничные рубахи часто шили с маленькой стойкой или вообще без воротника. Их называли «голошейками», горловину обычно украшали вышивкой. В девичьих, свадебных, покосных и тех рубахах, где просматривался низ, богато декорировали подолы. Иногда полоса вышивки была шириной больше 30 сантиметров.

Традиционно рубахи в Курской области вышивали крестом, украшали тверской тамбурной вышивкой и украинской гладью с яркими цветочными орнаментами. В районах, примыкающих к Воронежским землям, известны орнаменты черного и серого цветов.

Сарафан

В Курском крае наиболее распространенным был косоклинный гофрированный сарафан черного цвета – саян. Он состоял из двух передних и одного заднего полотнищ, которые по бокам сшивали клиньями. Иногда сарафаны получались настолько широкими, что если девушка брала подол и поднимала руки, образовывались два круга из ткани.

На спине саяна закладывали складки: подол туго связывали, смачивали и клали под гнет. Шили такой сарафан из особой шерстяной ткани – прочной, жесткой, скрепуче-шелковистой. Она хорошо держала форму и отлично подходила для гофрировки.

Полотнище юбки пришивали к широкому поясу. Также к нему крепили лямки, которые сходились вместе на середине спины. Пояс и лямки украшали позументом, зеленым или малиновым бархатом и шнуром из золоченых нитей.

Зажиточные крестьянки носили шубки – косоклинные гофрированные сарафаны из покупных тканей, штофа и атласа, традиционно малиновые или красные. Их богато украшали по верху и по низу бахромой, кружевом, бархатом, золотым шнуром и позументом. А в Обоянском и Рыльском районах встречались наряды из муарового штофа сиренево-розово-серого оттенка – сизаи.

Еще куряне носили сукню – косоклинный сарафан из сукна. Кроился он так же, как саян и шубка, но имел меньше боковых клиньев. Сукню особо не украшали – это была повседневная одежда для замужних и пожилых женщин. В начале XX века появились прямые сарафаны на лямках. Их шили из нескольких прямых полотнищ ситца или сатина. Чаще всего по будням женщины носили глухие сарафаны из ситца или из пестряди в узкую клетку.

Понева

Кроме сарафана поверх рубахи носили распашную поневу – черную шерстяную юбку в клетку или с цветными пришивными полосками. Это самый древний тип женской одежды в Курском крае, и во многих районах – обязательный для замужней женщины.

Поневу шили из трех, иногда из двух полотнищ ткани, а посередине или сбоку делали разрез. На талии юбку затягивали шнуром. В будние дни надевали простую поневу, а в праздники – богато украшенную. На нее нашивали бархатные полоски и позументы, разноцветные шнур и ленты, металлическую тесьму и кружево, круглые блестки и аппликации из цветной ткани, серебряный галун и красный или жёлтый гарус. Вдоль вертикальных швов выходные юбки украшали кумачом и вышивкой, а в некоторых селах использовали бисер, пуговицы и металлические бляшки, чтобы при движении наряд шумел.

Также встречались поневы с подтыком – у них декорировали тыльную сторону полотнища. Ее закрепляли за пояс так, чтобы украшения были видны. В северных районах региона юбку носили «кульком»: распахнутые концы заправляли за пояс сзади.

Завеска

Сверху поневы или сарафана надевали длинный фартук – завеску. Он создавал яркий многослойный образ, защищал наряд во время работы и скрывал изъяны одежды в бедных семьях. В Курской области встречались завески, доходящие до груди и до талии, их обычно носили с сарафаном. Вверху они были присобраны и крепились на завязках. Иногда полотнище пришивали к «грудке» – небольшому прямоугольнику – и завязывали тесьмой на шее. Обычно завеску шили из белой ткани, реже из цветной пестряди, а вот грудку всегда богато украшали вышивкой, бархатом, позументом, блестками, золоченой тесьмой, пуговицами, бахромой и кружевом. Фартуки, которые завязывались на талии, стали носить ближе к XIX веку. Повседневные были без особых украшений, а выходной вариант декорировали по подолу оборками или нашитыми узкими лентами.

Фартук, который доходил до шеи, назывался запон. Он завязывался под мышками, имел горловину и отверстия для рук. Его грудь и подол украшали вышивкой, тесьмой и тканевыми выкладками.

Пояс

На праздники курянки надевали узкий тканый шерстяной пояс – узел с украшенными концами должен был оказаться сзади посередине, – а на него привязывали широкие шелковые пояса. Сверху все украшали бантиками из разноцветных платков. В некоторых районах курянки подпоясывались расшитыми полотенцами.

Домотканый шерстяной пояс называли кушак. Его создавали из цветной шерсти с преобладанием красных оттенков, а по концам делали бахрому. Еще существовали пояса «по стене»: на стене между двумя колышками крепили нити основы и переплетали их между собой.

Головной убор

Раньше ни женщины, ни девушки не выходили на улицу с непокрытой головой. Это считалось неприличным, а еще, по поверьям, можно было навлечь беду на себя и своих близких. В Курских землях женщины разных возрастов носили повязку, венец, кокошник, сороку и чепец

Девочки до 12 лет могли ходить с распущенными волосами. Они носили венки и повязки, концы которых можно было завязывать или сшивать. Венки обычно плели из искусственных цветов и украшали сзади лентами. Повязки из дорогих тканей с бисером, блестками, позолоченной и гарусной бахромой надевали на праздники.

Девушкам-невестам было положено носить венец с богатым орнаментом, а в косу вплетать ленты. Плетение косы рассказывало о семье. Если коса расплетена до середины – кто-то из родителей умер, если не заплетена совсем – сирота, а если в косе яркие ленты – родители живы и здоровы. В день свадьбы венец накрывали белым тонким материалом – дымкой. После праздника невесту «окручивали по-бабьи»: заплетали две косы, укладывали их на затылке, а сверху надевали головной убор, который полностью скрывал волосы.

До появления первого ребенка молодая жена ходила в кокошнике. На территории Курской области были распространены три вида. Первый – твердый головной убор в форме седла. Под него надевали шапочку-повойник, жесткий подзатылень, который закрывал волосы сзади, и платок – его часто украшали цветами. Высокий кокошник-бархатник – правильной цилиндрической формы с овальным донышком – сам полностью скрывал волосы. Сзади из-под бархатника обычно свисали разноцветные ленты. Третий тип кокошника тоже был в форме цилиндра, но меньшего размера и более закругленный сзади. Его крепили на волосы, уложенные в пучок, и носили с мягким позатыльнем, который обрамлял голову сзади. Часто этот головной убор обматывали лентой, а потом украшали ее цветами и пучками крашеной травы.

После рождения ребенка женщина носила сороку с кичкой. Этот головной убор состоял из парчевой или матерчатой шапочки и песиков – височных украшений из перьев селезня или кусочков материи. Кичка – обшитый кумачом лубочный каркас – удерживал шапочку на голове. Сверху закручивали платок, а к кичке крепили позатылень.

Декорировали женские головные уборы стеклярусом, золотым позументом, перьями и речным жемчугом. Не все могли себе это позволить, поэтому на праздники головные уборы нередко брали у соседей или родственников.

Еще курянки носили чепец. Его украшали вышивкой – золотистыми и серебристыми геометрическими цветами, крестиками или жучками, – кружевом, цветными помпонами, стеклянными бусами. В некоторых районах парчовые чепцы покрывали шелковыми платками – зелёными или коричневыми с золотистой каймой. В других – носили высокий головной убор в виде усеченного и наклоненного вперед конуса с двумя короткими черными махрами. А в третьих – завивали по окружности концы платка и придавали им вид венка на голове. Длинный конец головного убора свисал с затылка.

Зимой женщины носили барашковые, заячьи и собачьи шапки.

Мужской костюм

Одежда мужчин менее разнообразна, чем у женщин. Костюм обычно состоял из рубахи, портов и пояса. На голову надевали валяные колпаки или кубанки.

В Курском крае мужчины носили косоворотки в виде туники с воротником-стойкой. Рубахи шили из льна, ситца, красного хлопка. Для будней – из пестряди в клетку или в полоску, а на праздник – белые или красные. Длина традиционно была ниже колен, зачастую достигала пола. Вышитый орнамент – вдоль разреза на груди, на плечах и по подолу – по поверьям, защищал от злых сил.

Рубахи мужчины подпоясывали узкими ткаными, вязаными или плетеными поясами, концы которых украшали кистями или помпонами. Праздничный пояс часто был очень длинным – на несколько оборотов.

Мужские штаны назывались порты. Их подвязывали шнурком – гашником. Ткань для повседневных штанов использовали домотканую, чаще всего льняную. Зимние порты шили из сукна, а для праздничных покупали темную фабричную ткань.

Верхняя одежда

Верхнюю одежду мужчин и женщин называли куртинами, каратейками, кацавейками и куцинками. Ее шили из домотканного сукна – выкраивали спинку и вшивали в бока клинья. Для каратеек и куцинок обычно выбирали яркие оттенки. Отвороты на рукавах мужской одежды обшивали кожей, а на женской – серым плисом. Готовую вещь украшали плетениями и разноцветными пуговицами. Еще в Курском крае носили длинный, по щиколотку, зипун. Спинка у него была гладкая, а по бокам – сборки и складки.

Зимой ходили в овчинных шубах, тулупах и полушубках. Надевали их мехом вовнутрь и иногда украшали мехом другого цвета. Вся верхняя одежда подпоясывалась широкими кушаками.

Обувь

В Курском крае, как и по всей России, самым распространенным видом обуви и у мужчин, и у женщин разных возрастов были лапти. Они различались по форме – закрытые и полузакрытые, – и по способам плетения: прямое, косое и смешанное. В ходу были такие названия: ступни, коверзни, рачки, бахилы, ходоки, пятерики, шестерики и семерики. Плели их из коры ивы, липы и березы, для праздничной обуви ее красили в разные цвета. Лапти закрепляли на ноге лыковыми веревками, которые накрест обматывали на голени поверх онучей – суконных портянок.

В холодное время года женщины ходили в обуви из целого куска сыромятной кожи – калигах и поршнях. Еще носили кожаные туфли в форме галош на невысоком каблуке с подковками – чоботы или коты. Спереди и сверху на них наносили орнамент красным и желтым сафьяном или сукном, а также украшали цветными шерстяными кусочками ткани или нитками – махорчиками. На праздники женщины часто обували сапоги из красной кожи с цветными полосками по голенищу или ботинки на шнуровке и невысоком каблуке. У мужчин пользовались популярностью сапоги «бутылками» – с выпуклыми блестящими голенищами.

Зимой самой удобной, но недешевой обувью были валенки – катанки, катанцы или пимы. Особенно престижными считались мягкие валенки из шерсти ягненка. Их называли черными чесанками.

Теперь вы знаете, в каких нарядах раньше ходили куряне. Предлагаем также познакомиться с ремеслами и традиционной кухней Курской области.

Курские промыслы

Гончарный, ткацкий, кожевенный, деревянный и другие промыслы.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Соловьиный край»
во «вконтакте»

@welcomekursk

Вступить в группу

«Соловьиный край»
в Telegram

@welcomekursk

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.