Некоторым обителям Курской области уже более четырех веков. С давних времен монашество ассоциируется с добродетелью, духовностью и мудростью. Сегодня, как и раньше, паломники со всей страны приезжают в Курск, чтобы стать участниками крестного хода, прикоснуться к православной святыне и получить совет местных старцев. Редакция «Соловьиного края» предлагает познакомиться с непростой историей монастырей города и области.
Знаменский мужской монастырь располагается в центре Курска. Его история начинается в 1612 году с осады города польско-литовским войском. Тогда куряне молились о спасении и пообещали построить церковь на этом месте, если враг отступит. Через четыре недели они были освобождены и вскоре заложили храм в честь Знаменской иконы Божией матери. К 1615 году здесь уже был основан монастырь и построена еще одна церковь – во имя преподобного Михаила Малеина. Тогда же монастырю была передана икона «Знамение», в 1604 году вывезенная Лжедмитрием I из Курска в Москву.
К середине XVII века почти все постройки сгорели при пожаре, а оставшиеся разорили поляки, а затем татары. В 1680 монастырь восстановили: из камня возвели Знаменскую соборную церковь, Богоявленский и Петропавловский храмы, а также хозяйственные постройки и кельи.
За почти полтора столетия Знаменская церковь обветшала, ее разобрали и на этом месте в 1815 году заложили новое здание. Строительство шло 10 лет: в 1826 году собор освятили и провели первую службу – панихиду на телом Александра I. Новый Знаменский храм выполнили в стиле классицизм. Внутри он был богато украшен: на белых мраморных стенах картины и лепнины на религиозные сюжеты. Главный Знаменский алтарь, северные, южные и царские врата были позолочены, остальные – резные деревянные. Образ «Знамения» в серебряном киоте поместили в позолоченную сень.
В 1860 году рядом со Знаменским собором заложили Воскресенский храм в византийском стиле. Построили его через 15 лет, а освятили в 1876 году. Внутри установили иконостас из дикого мрамора и отлитые из серебра Царские врата.
После Октябрьской революции большинство монастырских строений конфисковали. В храмах службы совершались, но в 1923 году закрыли Вознесенский, а в 1932 – Знаменский. В первом сначала устроили архивное бюро, после 1945-го – электрозавод, а во втором – кинотеатр.
Знаменский собор вернули епархии в 1992 году, но восстановление начали только в 1999. Реконструкция продолжается до сих пор. Воскресенская церковь возвращена православной церкви в 2000 году. Ее реставрация уже завершена, освятить должны в 2022 году.
Свято-Троицкий женский монастырь находится в Курске. В XII веке эта территория была северным краем Верхнего посада – примыкающей к Курской крепости городской постройки. Недавно археологи выяснили, что в домонгольское время здесь стояла церковь.
Точная дата основания обители неизвестна, но в 1623 году в документах о ней уже упоминают. В 1680 году пожар уничтожил обитель. Через год здесь выстроили деревянную церковь в честь Святой Троицы. В 1695 году на ее месте заложили каменный двухэтажный храм, главный престол которого освятили в честь Пресвятой Троицы, а нижний – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 году к западной стене храма пристроили церковь Новодворской иконы Божией матери. С 1851 года в ней два придела: северный – в честь Явления Иверской иконы Божией Матери, а южный – во имя преподобного Мирона. Через два года в монастыре открыли богадельню для престарелых сестер, затем больницу для насельниц, а к 1869 году здесь появились женская гимназия и сиротский приют. В 1911 году гимназию перенесли в новый трехэтажный корпус, который вмещал до 100 детей.
В 1920 году большевики конфисковали часть келий и расположили в них концентрационный лагерь «Воля». На территории организовали библиотеку с читальным залом для заключенных и различные мастерские, в которых они работали. Через три года кельи, в которых еще жили монахини, сожгли, монастырь закрыли и разграбили. Некоторых матушек отправили в ссылку.
В уцелевших постройках разместили Музей искусств и Историко-археологический кустарный музей. С 1930 до 1984 года здесь был архив Октябрьской революции, затем – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых. К середине XX века была разрушена восточная стена с башнями, снят купол над воротами, однако здание храма признали памятником архитектуры и отреставрировали.
Часть храмового комплекса передали епархии в 1993 году. Тогда здесь разместили Троицкую церковь и классы Духовной семинарии. Через год Свято-Троицкий женский монастырь вновь открыли.
Сегодня обитель восстановлена и отреставрирована. В ней снова проводят службы, действует воскресная школа, а еще здесь открыли музей. Вернули монастырю принадлежавшие ему иконы «Троеручица», «Новодворская» и Смоленской божией матери «Одигитрия», которые в православии считаются чудотворными.
На берегу реки Рыло, противоположном от Рыльска, находится один самых древних монастырей Курской области – Свято-Николаевская мужская обитель. Точная дата ее основания неизвестна, но первое письменное упоминание о монастыре датировано 1505 годом.
В 1615 году польско-литовское войско разорило обитель. Восстановлением занимались игумен Корнилий, а затем игумен Мисаил. Деревянные храмы, кельи и хозяйственные постройки огородили частоколом с башнями.
В начале XVIII века обветшавшие строения стали постепенно заменять на каменные. На средства рыльских купцов возвели храмы: Крестовоздвиженский – в 1733 году, Троицкий – в 1747, Свято-Николаевский – в 1753. В середине XVIII века в монастыре появилась пятиярусная колокольня со Святыми вратами. В среднем ярусе колокольни были часы, а в верхнем – семь, а позднее десять колоколов. В то же время сооружена главная надвратная башня, в звоннице который был 2,5-тонный колокол.
В 1784 году в обители открыли духовное училище, а в 1793 – больницу и баню для больных. На следующий год у больницы построили церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери, позднее переименованную в честь Тихвинской иконы. В 1820 году духовное училище стало четырехколесным, а в 1876 его переместили в Рыльск.
К началу XIX века монахи изготавливали киоты и иконы, занимались просвещением, земледелием, охотой, рыбалкой, разводили скот и держали пасеку. У монастыря была своя маслобойня, пивоварня, столярная мастерская, мельница и крупорушка.
После Октябрьской революции монастырь закрыли, разворовали ценности и уничтожили кладбища. Тихвинский храм разрушили, а въездную башню разобрали на кирпичи. Постройки заняли красноармейцы.
С 1941 по 1943 год немцы использовали монастырь как укрепленный рубеж. Несмотря на боевые действия храмовый ансамбль не пострадал. После войны здесь располагались различные госучреждения. Помещения использовали, но не ремонтировали, и к 1978 году большинство из них были полуразрушены.
Восстанавливать обитель начали в 1991 году. Сегодня монастырь полностью отреставрирован: храмы обрели прежний облик, а для паломников оборудована гостиница. На территории есть шесть источников, освященных в честь иконы Божией Матери «Курская-Коренная», Николая Чудотворца, Иоанна Рыльского, Серафима Саровского, Павлина Могилевского и Ипполита Римского.
Монастырь был основан в XIII веке в месте, где нашли икону Божией матери «Знамение». Его полное название – Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Курская – по названию местности, Коренная – потому что икона найдена у корней, Рождества Пресвятой Богородицы – в честь главного храма обители.
В 1295 году один из рыльских охотников нашел икону, лежавшую у корней большого вяза на берегу реки Тускарь. Подняв образ, мужчина заметил, что из места, где он лежал, появился источник. Родник посчитали святым, а икону поместили в дупло вяза. Рядом соорудили небольшую деревянную часовню.
В 1597 году по указу царя Федора Иоанновича здесь основали обитель с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Во время Смуты монастырь разграбили и сожгли. В 1852 году вместо сгоревшей церкви построили новый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1875 возвели храм во имя Знамения Божией Матери.
Во время Гражданской войны обитель снова пострадала: разграбили ценности и уникальную библиотеку, разобрали многие строения, главный храм взорвали, колокольню разрушили, а колокола продали.
После Великой Отечественной войны в этом месте было ремесленное училище. В 1988 году куряне обратились к главе государства Михаилу Горбачеву и Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с прошением вернуть Коренную обитель жителям. Со следующего года монастырь постепенно передавали епархии и к 1991 году возродили.
Сейчас в пустыни действуют четыре храма, но службы ведутся только в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Каждый год во время крестного хода тысячи паломников сопровождают перенос иконы Божией Матери «Знамение» из Курска в Коренную пустынь.
О главных православных святынях, связанных с чудом явления Знаменской иконы Божьей матери, вы узнаете путешествуя по маршруту «Курская Коренная пустынь».
Свято-Николаевский мужской монастырь находится в селе Горналь на берегу реки Псел. В 1671 году здесь поселились монахи Феодосий, Лаврентий и старец Нектарий из разоренного татарами Острожского Дивногорского монастыря. Так появилась новая обитель. Сначала в ней были только деревянные кельи, но вскоре царь пожаловал насельникам землю, мельницу у реки, всю необходимую церковную утварь, книги и ризы. В 1688 году здесь построили деревянную церковь и освятили ее в честь привезенной из Дивногорского монастыря иконы Николая Чудотворца. Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Феодосий.
Обитель жила на средства с продажи извести, которую монахи производили из мела монастырской горы. На эти деньги позднее построили вторую деревянную церковь и освятили ее в честь Преображения Господня. В 1733 году успевшие обветшать постройки разобрали, построили из них часовню и установили в ней старые иконостасы. В то же время возвели из камня новый Преображенский храм, колокольню и стену вокруг обители.
К 1770 году в монастыре, помимо известкового, был кирпичный завод, а также фруктовые сады, бахча и пасеки. Имелись рыбные ловы и скотный двор с большим количеством волов. В день Святителя Николая здесь устраивали ярмарку.
В 1777 году в обители построили новую каменную церковь в честь Николая Чудотворца. К 1785 году в окружении деревянных стен с четырьмя башнями стояли две монастырские церкви, отдельная трапезная, братский и настоятельский корпуса. Несмотря на то, что монастырь сам себя содержал, в ходе секуляризационной реформы через три года его закрыли и превратили в приход. От ансамбля остался только Преображенский храм – остальные строения разобрали на кирпич.
По преданию, в Преображенской церкви после закрытия монастыря стали загораться свечи и лампады перед иконами. Это продолжалось до тех пор, пока в 1792 году не открыли Пряжевскую икону Пресвятой Богородицы. Православные христиане считают ее чудотворной.
В 1863 году Белогорскую Николаевскую пустынь разрешили восстановить. Через два года заложили каменную церковь Николая Чудотворца, а еще через четыре – освятили храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1888 году была заложена Преображенская церковь, которая потом стала соборной. Строительство велось на средства Косьмы Купреева – купца, излечившегося молитвами перед Пряжевской иконой. Первыми жителями обители стали сам купец и его сыновья Феодор и Владимир.
В 1922 году советская власть закрыла монастырь. После Великой Отечественной войны уцелело лишь несколько построек, в которых разместили школу-интернат для детей погибших офицеров.
До наших дней сохранился Покровский храм, трапезная, братский корпус, башня, некоторые служебные и хозяйственные постройки. За последние годы обитель восстановили и отреставрировали. С 2001 года возобновлен крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери.
Женский монастырь располагается в поселке Золотухино. Его основал в 1997 году схимитрополит Иувеналий, на тот момент архиепископ Курский и Рыльский. Ранее эта территория принадлежала агропромышленному предприятию «Содружество». Здесь был земельный участок с обветшавшими хозяйственными постройками, одну из которых потом перестроили под церковь. Освятили обитель в честь преподобного Алексея – небесного покровителя Алексея Тарасова, отца Иувеналия, которого расстреляли во время репрессий в 1937 году.
Первыми насельницами монастыря стали три послушницы и три монахини, включая настоятельницу Ангелину. Вшестером они сами заботились об обители, обустраивали ее и занимались хозяйством. К 2006 году здоровье матушки Ангелины ухудшилось, и Курская епархия прислала еще шесть сестер из Курского Свято-Троицкого монастыря. Настоятельницей стала монахиня Елисавета.
В течение последующих трех лет на территории обители появились храм Рождества Иоанна Предтечи, трапезная, новые сестринские кельи, воскресная школа, крестильня, настоятельский дом и хозяйственные постройки. Рядом с монастырем благоустроили источник в честь священномученика Дамиана Курского, построили часовню и купальни.
В монастыре есть добрая традиция: в праздничные и воскресные дни после литургии здесь проводят общую трапезу со всеми паломниками и прихожанами.
В 2016 году здесь установили памятник в честь схимитрополита Иювеналия, основателя обители.
Женский монастырь Казанской Божьей матери находится на берегу реки Амоньки в селе Большегнеушево. С 1837 года на этом месте стояла одноименная деревянная церковь с колокольней около 25 метров и воскресной школой. В 1926 храм перестроили и превратили в сельскую школу. Во время оккупации в годы Великой Отечественной войны здание служило сначала штабом, потом столовой, а затем конюшней. После 1945 года здесь вновь организовали школу.
В 1992 году в селе построили новую школу, а здание старой вернули Курской епархии. Через четыре года по просьбе настоятеля Рыльского Свято-Никольского мужского монастыря архимандрита Ипполита его перестроили под приходской храм, а позднее организовали здесь женский скит. В декабре 1999 года скит стал самостоятельным женским монастырем. Распорядок дня насельниц состоял из утренней молитвы, хозяйственных работ, вечерней молитвы и крестного хода вокруг обители. Кроме того, сестры по очереди участвовали в чтении Неусыпаемой Псалтири – непрерывной молитвы, совершаемой даже ночью.
К сегодняшнему дню в монастыре возвели животноводческую ферму, теплицы, отреставрировали ограду обители с центральными воротами и провели реконструкцию Казанского храма. У церкви три престола: Казанской иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, преподобного Иоанна Рыльского. Теперь здесь трехъярусный резной алтарь из дерева, а вдоль стен стоят афонские стасидии – храмовые кресла с откидным сиденьем. Рядом с алтарем расположены афонские и иерусалимские иконы, в том числе точная копия иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в серебряной ризе.
На территории обители есть два источника, освященных в честь Рождества Богородицы и во имя Казанской иконы Божией матери.
В Курске и области есть много достопримечательностей и живописных мест с историей, которые стоит посетить. Подробности – в материале.