Серафим Саровский – один из самых почитаемых монахов в истории Русской православной церкви. В Курске есть немало мест, связанных с жизнью святого. Все их можно пройти пешком – это займет не более двух часов.
В миру преподобного звали Прохором. Он родился в Курске в 1754 году в богатой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных. В детстве с мальчиком произошли два события, которые стали почитать, как чудесные – он пережил падение с высокой колокольни строящегося храма и остался жив, а через три года исцелился от тяжелой болезни, приложившись к Знаменской иконе Божией Матери.
В 17 лет Прохор Мошнин получил благословение на иночество, и вскоре стал послушником Саровской пустыни. В 1788 году его постригли в монахи с именем Серафим, через год посвятили в сан иеродиакона, а в сентябре того же года – рукоположили в сан иеромонаха. Вскоре будущий святой основал в лесу на берегу реки Саровки скит и назвал его «Гора Афонская». Там он подолгу молился, мало спал и строго постился, а также возделывал огород и пчельник. В скиту монах принял подвиг столпничества – тысячу дней и тысячу ночей простоял на гранитном камне на коленях.
В 1807 году Серафим принял на себя иноческий подвиг молчания, через три года вернулся в монастырь, но на 15 лет ушёл в затвор – уединение в постоянной молитве. Он также был покровителем Дивеевской женской обители. В житии говорится, что святой имел дар прозорливости и исцеления от болезней. В последние годы жизни он принимал посетителей как из монашествующих, так и из мирян, среди которых были простые и знатные люди, в том числе император Александр I.
Скончался преподобный Серафим в Саровском монастыре 2 января 1833 года.
Наше путешествие начнется с храма в честь Серафима Саровского на перекрестке Полевой и Тамбовской улиц. Его основали в честь причисления преподобного к лику святых, которое произошло в 1903 году.
Церковь на Цыганском бугре возвели в 1905 году на пожертвования горожан и средства купца Ивана Пузанова. Здание построили одноглавым, с пятигранной апсидой с восточной стороны. В основе композиции – четверик с алтарным полукуполом, высоким сомкнутым сводом и удлиненным помещением для трапезной. Фасады не штукатурили, а обложили фигурным облицовочным кирпичом. Вместо колокольни использовали деревянный навес, устроенный на территории.
Храм находился в частном владении и относился к двухкомплексной школе, построенной в одно время с ним. Он не был приходским и не имел причта – к нему не были приписаны прихожане, а службы проводил приезжий священник из кафедрального собора.
В 1915 году Серафимовская церковь передали в ведение Духовного начальства и преобразовали в приходской храм. Школа при нем была названа «Пузановской» – в честь построившего ее купца.
В 1930 году храм закрыли и стали использовать под учебные классы, спортивный зал и мастерские находящейся рядом школы № 12. Богослужения в церкви возобновили только в 1994 году. Через пять лет к зданию пристроили колокольню, и оно обрело современный вид.
Продолжаем путь по улице Чистой, выходим на улицу Малых, затем идем на мост через реку Тускарь, и по улице Александра Невского – на улицу Сонина. Наша следующая остановка – Знаменский собор. В нем хранится точный список Курской Коренной иконы Божией матери «Знамение», сделанный иноками Знаменского монастыря в 1902 году. С этой иконой связана одна из чудесных историй исцеления Серафима Саровского. В десятилетнем возрасте он тяжело заболел, и уже мало кто рассчитывал на его выздоровление. Незадолго до большой ярмарки и традиционного крестного хода в одном из снов ребенку явилась Богоматерь и пообещала исцеление. В день, когда паломники вышли со святыней в город, внезапно начался сильный ливень, и путь крестного хода пришлось изменить. Так получилось, что образ Знаменской Божией Матери попал во двор Мошниных. Мать вынесла мальчика к чудотворной иконе, и вскоре он пошёл на поправку.
Знаменский собор – главный храм Знаменского Богородицкого монастыря. В начале XVII века на его месте стояла Курская крепость. В 1612 году на город напало польско-литовское войско, и куряне на четыре недели оказались в осаде. После освобождения города здесь заложили храм в честь иконы Божией матери «Знамение», которой молились горожане об отступлении врага, а в 1615 году – основали мужской монастырь. Спустя три года сюда из Москвы перенесли Знаменскую икону.
В 1631 году храм сгорел при пожаре. Новый каменный собор возвели в 1680 году на пожертвования горожан и средства из царской казны. В 1752 году его отреставрировали и вместо единственной главы поставили пять. Однако к началу XIX века храм обветшал, и в 1815 году его разобрали.
Знаменский собор, который мы видим сегодня, заложили в 1816 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Через десять лет храм построили, но отделку еще не закончили. Несмотря на это, его освятили и провели первую службу – панихиду над телом Александра I. В том же году к зданию пристроили трапезную с двумя колокольнями.
В марте 1898 года в здании произошел взрыв – учащиеся Курского реального училища ночью подорвали Знаменскую икону Божией матери, желая поколебать веру курян в святыню. Частично пострадало внутреннее убранство храма, тяжелая северная дверь раскололась на несколько частей, все окна были выбиты, чугунная сень погнулась и покосилась, но образ остался невредим.
В 1919 году икону вывезли из Курска, а через год – из России. К 1935 году Знаменский храм перестроили под кинотеатр – четыре маленьких купола и две колокольни разобрали, а в трапезной устроили музыкальное фойе и танцевальный зал. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало при пожаре: купол и перекрытия почти разрушены, внутренняя отделка и росписи – утрачены.
Знаменский собор вернули епархии в 1992 году. Сегодня облик храма воссоздан максимально близко к его дореволюционному виду: реставраторы использовали остатки лепнины и фотографии.
Дорога к следующей точке нашего маршрута лежит через Первомайский парк на улицу Горького. Здесь располагается Свято-Троицкий женский монастырь. Семья Мошниных жила неподалеку и посещала эту обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь произвел сильное впечатление на юного Прохора и повлиял на выбор жизненного пути.
В XII веке территория современного женского монастыря была северным краем Верхнего посада – примыкающей к Курской крепости городской постройки. Недавно археологи выяснили, что в домонгольское время здесь стояла церковь.
Точная дата основания обители неизвестна, но в 1623 году в документах о ней уже упоминают. В 1680 году пожар уничтожил обитель. Через год здесь выстроили деревянную церковь в честь Святой Троицы. В 1695 году на ее месте заложили каменный двухэтажный храм, главный престол которого освятили в честь Пресвятой Троицы, а нижний – в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 году к западной стене храма пристроили церковь Новодворской иконы Божией матери. В 1853 году в монастыре открыли богадельню для престарелых сестер, затем больницу для насельниц, а к 1869 году здесь появились женская гимназия и сиротский приют.
В 1920 году большевики конфисковали часть келий и расположили в них концентрационный лагерь «Воля». На территории организовали библиотеку с читальным залом для заключенных и различные мастерские. Через три года кельи, в которых еще жили монахини, сожгли, монастырь закрыли и разграбили. Некоторых сестер отправили в ссылку. В уцелевших постройках в разное время размещали музей, архив и библиотека для слепых.
К середине XX века была разрушена восточная стена с башнями и снят купол над воротами, однако здание храма признали памятником архитектуры и отреставрировали.
Сегодня обитель восстановлена, и в ней снова проходят богослужения, действует воскресная школа, а еще здесь открыли музей. Вернули монастырю принадлежавшие ему иконы «Троеручица», «Новодворская» и икону Смоленской Божией матери «Одигитрия», которые в православии считаются чудотворными. На территории монастыря есть красивый сад, в котором можно насладиться благоуханием цвето и побыть в уединении.
Поднимаемся по Горького до перекрестка и выходим на названную в честь преподобного старца улицу Серафима Саровского. Поворачиваем налево, проходим пару домов, и во дворе видим Воскресно-Ильинскую церковь. Этот храм долгое время был приходским для семьи Мошниных. В нем венчались родители Прохора Исидор Иванович и Агафия Фотиевна, здесь они крестили будущего сподвижника церкви и других своих детей – Параскеву и Алексея. В 1760 году в Ильинском храме отпевали Исидора Ивановича, а позднее его мать Феодосию Наумовну.
В Ильинской церкви есть несколько чудотворных икон, два образа преподобного Серафима, один из которых – с частицей его мощей и многими жертвенными украшениями.
Изначально на месте этого храма был «убогий дом» – последний приют убогих и обездоленных. В 1619 году монах Корнил Брагин основал здесь Божедомский монастырь в честь Ильи Пророка и Николая Чудотворца. Позднее обитель соединили со Знаменским монастырем, а деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской.
К середине XVIII века деревянная церковь обветшала, и в 1762 году вместо нее заложили однопрестольный каменный храм с колокольней. В 1767 году здание построили, а через год освятили. В 1788 году Ильинский храм стал главным в городе и сменил главный престол на Воскресенский. Он оставался соборным до 1833 года. В первой половине XIX века к храму пристроили два придела: правый – во имя Ильи Пророка, а левый – во имя Всех святых.
В начале XX века на средства почетных граждан города Николая и Иоанна Гладковых в церкви провели капитальный ремонт. Реставрацией руководил курский архитектор Борис Альберти. К этому моменту во владениях церкви была каменная часовня, караулка и двухэтажный дом с магазинами и надворными постройками. Также действовала церковно-приходская школа. Храм был богато декорирован: на полу дубовый паркет, стены расписаны художественной росписью, алтари, киот и иконостас украшены резьбой и золотом.
В 1926 году Воскресенский собор закрыли, а в здании устроили госархив. В середине XX века церковный дом, колокольню и портик разобрали. На их месте построили Дом книги, который сохранился до наших дней.
Воскресно-Ильинский храм вернули Курской епархии в 1995 году. Сегодня он отреставрирован, и в нем снова действует церковно-приходская школа.
Продолжаем нашу прогулку, и выходим на улицу Уфимцева, а на перекрестке поворачиваем вверх на Горького. Здесь находится следующая точка маршрута – Сергиево-Казанский собор.
В начале XVIII века на этом месте стояла деревянная церковь во имя Сергия Радонежского, но в 1751 году здание сгорело до основания. Расчищая пепелище, горожане нашли не тронутую огнем икону Казанской Божией Матери. На следующий год в память об этом событии на средства прихожан заложили двухэтажный храм в стиле елизаветинского барокко. Строительством этого храма занимался отец Серафима Саровского Исидор Мошнин. Здесь с будущим преподобным произошло еще одно удивительное событие. В 1761 году мальчик зашел на самый верх еще недостроенной колокольни и по неосторожности упал с большой высоты, но выжил.
В 1762 году строительство завершили и освятили будничный нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Праздничный верхний храм был освящен в честь иконы Казанской Божией Матери только через 16 лет. Изначально нижний храм отапливали, а верхний – нет. Чтобы попасть на второй этаж, прихожане поднимались по двум чугунным открытым лестницам с ограждением снаружи здания. В 1837 году для большего удобства лестницы убрали и к колокольне пристроили лестничную клетку в стиле ампир.
Вокруг храма был каменный забор и ворота, которые в 1859 году перестроили. В начале XX века собор отреставрировали под руководством архитектора Федора Горностаева.
После революции в здании храма разместили Областную картинную галерею, художественную студию и антирелигиозный музей. В 1942 году храм снова заработал, а в середине XX века был переосвящен: нижний храм в честь Казанской Божией Матери, верхний – во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1993 году храм вернули Курской епархии. Сегодня собор полностью отреставрирован.
В память о чудесном спасении юного Прохора в нижнем храме установили придел во имя Серафима Саровского, а на месте падения установили памятник с изображением иконы святого и неугасимой лампадой. Позднее над памятным знаком поставили мраморную сень. На территории собора в честь преподобного воздвигли водосвятную часовню с иконой «Исцеление отрока Прохора от Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Еще в храмовом дворике есть небольшой садик, в котором можно присесть на лавочку и насладиться красотой этого места. Здесь есть хвойные деревья, розарий и множество разных ароматных цветов.
Отдохнув во дворе Сергиево-Казанского собора, выходим на улицу Можаевскую. Интересно, что в самом ее начале, со стороны Ленина, раньше располагался дом семьи Прохора. Он сгорел во время пожара в 1781 году вместе с многими другими постройками Курска. На следующий год был принят новый генеральный план города, по которому в этом месте проложили переулок, а со временем – целую улицу. Рядом, на территории современного роддома на Ленина, находился котлован, из которого Мошнины брали глину для изготовления кирпичей.
Поднимаемся по улице Ленина вверх, к переулку Блинова. Здесь, на месте здания Художественно-графического факультета Курского университета в 1782–1838 годах находилась усадьба Алексея Мошнина, брата преподобного Серафима Саровского. Семья переехала в это имение после того, как сгорел их дом.
Теперь переходим улицу Перекальского, идем по Карла Маркса и сворачиваем в Ахтырский переулок. Здесь располагается последняя точка нашего маршрута – храм Ахтырской Божией матери. Прохор Мошнин был среди его прихожан – будущий монах посещал здесь службы, когда его семья переехала из центра города за Московские ворота. Позднее его мать Агафью Мошнину похоронили здесь на церковном кладбище, но точное место могилы неизвестно.
Изначально на месте Ахтырской церкви, за Московскими воротами, располагался старинный деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Каменное двуглавое здание воздвигли в 1760 году.
Во второй половине XIX века к церкви пристроили приделы: справа в честь Ахтырской иконы Божией Матери, слева – во имя Григория Акрагантийского. Также его расширили и обновили внешний вид. По новому проекту церковь соединялась с приделами пятью арками, каменные потолки сменили устаревшие деревянные, над сторожкой возвели фронтон, а сам храм стал двенадцатиглавым.
В мае 1935 года храм закрыли. В здании организовали сначала общежитие мединститута, потом – матрасный цех. В середине XX века колокольню и купола разобрали, изменили фасады, надстроили второй этаж и разместили в нем склад «Медтехники». Позднее в алтарной части установили бетонный лестничный марш, а в подвальном помещении устроили баню с бассейном.
В 1997 году здание вернули Курской епархии, и в нем сразу стали проводить службы. В то же время начали восстанавливать исторический вид храма по сохранившимся фотографиям и чертежам. Реставрационные работы продолжаются и сегодня.
На этом наше путешествие заканчивается, но для тех, кто хочет посетить святые места области, мы предлагаем маршрут к Курской Коренной пустыни. Кстати, здесь в честь Серафима Саровского установлен памятник.
Или вы можете познакомиться с храмами, соборами и монастырям области в наших обзорах, и выбрать самые интересные для себя.