маршрут

Маршрут «Суджа – от древности до наших дней»

Достопримечательности Суджанского района.
  1. Сквер имени М. С. Щепкина
  2. Суджанский краеведческий музей
  3. Троицко-Вознесенская церковь
  4. Рождественская церковь
  5. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
  6. Большое Горнальское городище
Автомобильный
Тип маршрута
3 ч 0 мин
Время мрашрута

На территории Суджанского района издревле жили люди – здесь есть остатки городищ времен Киевской Руси и архитектурные памятники XIX века. Множество паломников приезжает к иконам, что издревле хранятся здесь и считаются чудотворными. Редакция «Соловьиного края» предлагает маршрут, который познакомить вас с главными достопримечательностями этого региона.

Отправляемся в путь из Курска по трассе Е38 и на кольце возле хутора Чермошной сворачиваем на третий съезд на трассу 38К-004. Едем прямо до въезда в Суджу: на кольце снова третий съезд, затем поворот направо со Строительной на Привокзальную улицу. На первом светофоре поворачиваем на Октябрьскую и движемся прямо до перекрестка с улицей Щепкина – здесь наша первая остановка.

1
Сквер имени М. С. Щепкина
В сквере находится первый памятник одному из основоположников русской актерской школы – Михаилу Щепкину.
Курская обл, Суджанский р-н, г Суджа, ул Щепкина

Сквер посвящен актеру, одному из основоположников русской актёрской школы – Михаилу Семеновичу Щепкину. Артист, рожденный в селе Красном Обоянского уезда, в 1799–1801 годы обучался в Суджанском народном училище.

В этом сквере находится первый памятник Михаилу Щепкину. Его подарил Суджанскому уезду потомственный дворянин Тамбовской губернии, инженер путей сообщения, предприниматель и общественный деятель Николай Марков.

Открытие памятника состоялось 9 мая 1895 года. Обелиск с бюстом Щепкина возвышался на пьедестале – каменных тумбах, окруженных цепями. Постамент из лабрадора был сделан в Киеве, а бюст – в Москве. В нижней части памятника с четырех сторон были вырезаны надписи. На стороне, обращенной к улице: «Михаилу Семеновичу Щепкину, великому русскому актеру, 1788–1863». На противоположной: «В 1801 году в городе Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актером в комедии Сумарокова «Вздорщица», в роли слуги Розмарина». На правой стороне была надпись: «Жить для меня значит – играть на сцене, играть – значит жить». А на левой – «Поднимать память о лучших людях все то же, что поселять в гражданах любовь к родине».

Для небольшого уездного города это было впечатляющее событие. Приезжим гостям в местных купеческих домах были выделены комнаты и организован ресторан. На открытие памятника из Москвы прибыли почитатели актера, именитые артисты и режиссеры Императорского Малого театра и недавние выпускники Московского театрального училища. Также прибыли и родственники Михаила Щепкина. Мероприятие длилось два дня. В первый состоялось непосредственно открытие, литературное утро и обед от членов земского собрания. Во второй день артистами Императорского Московского Малого театра был дан спектакль. Постановка состояла из множества отрывков из разных пьес Александра Грибоедова, Фридриха Шиллера, Александра Островского, Николая Гоголя и Николая Криницкого. Сам театр был собран и украшен драпировками и гирляндами за несколько дней до выступления.

В 2002 году памятник был отреставрирован и вновь торжественно открыт.

2
Суджанский краеведческий музей
Экспозиция музея рассказывает об истории города, района и знаменитых земляках.
Перейти к месту
Курская обл, Суджанский р-н, г Суджа, ул К.Либкнехта, д 14
Суджанский краеведческий музей / Суджанский краеведческий музей

Продолжаем путь вверх по Щепкина, на третьем перекрестке сворачиваем налево на улицу Карла Либкнехта. Здание номер 14 – следующая точка нашего маршрута.

Музей был открыт в 1962 году на базе краеведческого уголка в районном доме культуры. На следующий год ему присвоили имя Михаила Щепкина, к 100-летию со дня смерти актера.

В 1989 году музей получил отдельное здание – дом купца Чупилова, одно из самых старых зданий Суджи. О бывшем владельце здания достоверных сведений нет. Среди местных жителей ходит легенда, что это был человек очень обеспеченный, но суровый и замкнутый. У него были сын и дочь, которых он держал в строгости. Сын вырос, занялся торговлей и уехал, а дочь осталась с отцом. Выйти замуж девушке властный Чупилов не позволил, и она умерла от тоски. По преданию, купец обезумел – не дал похоронить дочь, а ее останки спрятал в здании. В годы Великой Отечественной войны архивы были сожжены, и найти подтверждение этой истории невозможно. Однако в 2018 года у одной из стен дома были найдены человеческие останки. Установить, кому они принадлежали, не удалось.

Экспозиция музея рассказывает об истории Суджанской земли с древних времен по настоящее время. Посетители узнают об уникальных кладах, найденных на ее территориях: антские – VII век до нашей эры, и Старосуджанские – 1918 и 1927 годов. Еще в музее представлена большая коллекция керамики работы местных мастеров – район издавна славится гончарным ремеслом.

Также экспозиция познакомит гостей с именами известных земляков. Именно в Судже сделал свои первые шаги к театральной карьере Михаил Щепкин. С 1906 по 1941 годы здесь проживал Петр Заломов, ставший прототипом Павла Власова в романе Максима Горького «Мать». С историей Суджи связаны имена художников Леонида Соломаткина, Василий Богомазова, Федор Нестерова, Петра Лихина и Федора Конева.

График работы: 10:00 – 17:00, перерыв 12:00 – 12:30 (понедельник – выходной).

Контакты: +7 (47143) 2-16-83, «Вконтакте».

3
Троицко-Вознесенская церковь
Церковь начала XX века.
Курская обл, Суджанский р-н, г Суджа, ул К.Либкнехта, д 7

Перейдя на противоположную сторону улицы и пройдя 150 метров вверх, мы увидим еще одну достопримечательность Суджи – Троицко-Вознесенский храм.

Церковь была построена и освящена в 1912 году. Стиль можно отнести к классицизму с элементами барокко и народными мотивами: его украшали керамические и лепные детали разных цветов. Изначально у церкви было два престола: Троицы Живоначальной и Вознесения Господня. Так она соединила в себе приходы двух других располагавшихся неподалеку церквей, на замену которым была построена. К 1957 году к Троицко-Вознесенской пристроили еще три престола – Тихвинский, Сретенский и Митрофановский. Так церковь стала пятипрестольной.

В мае 1940 года храм закрыли и стали использовать для хранения зерна. Но с наступлением войны, в 1941 году, в церкви начали ремонт, а на следующий год богослужения возобновились.

В 1943 году немцы захватили Троицко-Вознесенскую церковь и разместили в ней раненых мадьяр. На полу была постелена солома, у стен поставлено несколько печей. В одну из ночей храм сгорел вместе с находившимися там людьми. Отступая, немцы подожгли колокольню и еще уцелевшую крышу храма. Останки погибших в пожаре местные жители захоронили у стен храма.

Все это время в храме находилась Пряжевская икона Божией Матери. Несмотря на пожар, она уцелела. Эта икона в православной традиции считается чудотворной.

В июне 1946 года храм был частично восстановлен и освящены его пределы, кроме Сретенского и Митрофановского – их отремонтировали и освятили позднее. В 1994 году остатки лепных деталей удалили, так как восстановить их было невозможно.

В 2000-х годах останки пострадавших в пожаре во время оккупации подняли и перезахоронили. Среди них были найдены детские – их похоронили слева у алтаря. Мадьярская могила находится за оградой церкви с западной стороны.

Контакты: +7 (47143) 2-26-54.

4
Рождественская церковь
Церковь начала XIX века.
Курская обл, Суджанский р-н, сл Гончаровка, ул Мира, д 42

Продолжаем наше знакомство с интересными местами города. Едем по Карла Либкнехта, затем по Заломова вверх, сворачиваем на улицу Мира и останавливаемся у здания номер 42.

Каменную церковь с колокольней построили в 1835 году на пожертвования прихожан. Приход тогда состоял из жителей слободы Гончарной и хуторов Поплюевского и Бардаковского.

В 1890 году при храме была начальная народная школа. В документах 1916 года есть упоминание об отдельном здании церковно-приходской школы с помещением для сторожа. Заведовал ей и обучал детей священник Рождественской церкви Алексей Виноградский. Он также был учителем в первом и втором Гончаровских земских училищах.

Из описи церковного имущества 1920 года известно, что храм имел три деревянных престола. Центральный престол был во имя Рождества Христова, правый – Рождества Пресвятой Богородицы, левый – Казанской Божией Матери. Иконостасы были трехъярусные из окрашенного краской дерева, с позолоченной резьбой. Вокруг церковного двора была выстроена каменная ограда с воротами, а внутри него – дом священника и здание церковно-приходской школы.

В 1940 году облисполком закрыл церковь, но во время Великой Отечественной войны службы возобновились. В 1948 году храм поставили на учет как памятник архитектуры, но на следующий год из этого списка вычеркнули. В последующие годы здание использовали как зернохранилище, его несколько раз то закрывали, то вновь возвращали верующим. С 1990 года здесь снова совершаются богослужения.

С 1998 года ансамбль церкви Рождества Христова охраняется государством как памятник архитектуры XIX века.

Контакты: +7 (47143) 2-21-68.

5
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
Мужская обитель в Курской области.
Перейти к месту
Курская обл, Суджанский р-н, с Горналь

Отправляемся в путь дальше – едем прямо, минуем село Гуево и через пять километров поворачиваем налево. Это главная достопримечательность Суджанского района – Горнальский Свято-Никольский монастырь. Его неоднократно посещал Федор Достоевский, живший в 1878 году в Мирополье. Свои впечатления об этом месте писатель отразил в романе «Братья Карамазовы». Еще обитель известна своими иконами, которые в православии считаются чудотворными. Ради участия в крестном ходе с ними каждый год сюда съезжается множество паломников со всей страны.

В 1671 году татары разорили Острожский Дивногорский монастырь в Воронежской губернии. Тогда монахи Феодосий, Лаврентий и старец Нектарий пришли к берегам реки Псел и, поселившись здесь, основали новую обитель. Первое время в ней были только деревянные кельи. Вскоре по воле царя монахи получили книги, ризы, всю необходимую церковную утварь, а также земли и мельницу на реке Псел. В 1688 году на территории построили деревянную церковь. Ее освятили в честь иконы Николая Чудотворца, которую монахи принесли с собой. Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Феодосий.

Из мела монастырской горы монахи производили известь и продавали ее. На эти средства построили деревянную церковь Преображения Господня. К 1733 году монастырские постройки обветшали, и их разобрали. Из остатков построили часовню на кладбище и разместили в ней старые иконостасы. В то же время возвели из камня новый Преображенский храм, колокольню и стену вокруг обители.

В 1770 году монастырю принадлежал не только известковый, но и кирпичный завод, а также фруктовые сады, бахча и пасеки. Имелись рыбные ловы и скотный двор с большим количеством волов. В день Святителя Николая здесь устраивали ярмарку.

В 1777 году в обители появилась новая каменная церковь в честь Николая Чудотворца. К 1785 году в окружении деревянных стен с четырьмя башнями располагались две монастырские церкви, отдельная трапезная, братский и настоятельский корпуса. Несмотря на то, что монастырь мог обеспечивать себя сам, через три года его закрыли и превратили в приход. От ансамбля остался только Преображенский храм – остальные строения разобрали на кирпич.

По преданию, в Преображенской церкви после закрытия монастыря стали загораться свечи и лампады перед иконами. Это продолжалось до тех пор, пока в 1792 году не открыли Пряжевскую икону Пресвятой Богородицы. Считается, что она чудотворная и способна исцелять болезни.

В 1863 году было разрешено восстановить Белогорскую Николаевскую пустынь. Через два года заложили каменную церковь Николая Чудотворца, а еще через четыре – освятили храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1888 году была заложена Преображенская церковь, которая потом стала соборной. Строительство велось на средства Косьмы Купреева – купца, излечившегося молитвами перед Пряжевской иконой. Первыми жителями обители стали сам купец и его сыновья – Феодор и Владимир.

В 1922 году советская власть закрыла монастырь. После Великой Отечественной войны уцелело лишь несколько построек, в которых разместили школу-интернат для детей погибших офицеров.

До наших дней сохранился храм Покровский храм, трапезная, братский корпус, башня, некоторые служебные и хозяйственные постройки. За последние годы обитель восстановили и отреставрировали. С 2001 года возобновлен крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери.

Контакты: +7 (47143) 3-17-77, сайт.

6
Большое Горнальское городище
Городище восточно-славянского племенного союза VIII–XI веков.
Курская обл, Суджанский р-н, с Горналь

В пятистах метрах слева от монастыря, между Горнальским урочищем и рекой Псел, находится еще одно исторически важное место – большое Горнальское городище.

В этом месте располагался крупный центр северян – восточно-славянского племенного союза VIII–XI веков. С точки зрения археологии городище относится к роменско-борщевской культуре. Его открыл русский археолог и историк Дмитрий Самоквасов в 1829 году, но исследования провели лишь в 1970-х годах.

Поселение располагалось на высоком берегу реки Псел. Жилища представляли собой прямоугольные землянки с двускатными крышами. В центре городища была площадь, а вокруг ров и насыпной вал. Еще имелась большая хозяйственная постройка для хранения и переработки зерна. Это большое прямоугольное помещение столбовой конструкции, в котором располагались шесть зерновых ям и несколько жерновов.

Около середины X века на площади в центре поселения было построено большое двухкамерное помещение с хранилищами. В нем археологи обнаружили серебряные браслеты, монеты и семилучевые височные кольца. Это говорит о богатстве и высоком социальном статусе владельцев постройки. В X веке в городище был большой пожар, после которого поселение укрепили частоколом из бревен.

С северной стороны поселения располагается большой курганный могильник с более чем двумя тысячами насыпей. Многие погребения были совершены еще по языческим обрядам, которые предусматривали сожжение покойных на костре.

На территории Горнальского городища было найдено множество артефактов: лепные роменские сосуды, обломки каменных жерновов, изделия из кости и рога, сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения. Среди находок также есть стеклянные бусы, серебряные височные кольца, браслеты, восточные монеты-дирхемы и местные подражания им.

В Курской области немало святынь, но особенно почитается Знаменская икона Божией Матери. По местам, связанным с этой иконой вас проведет маршрут «Курская коренная пустынь».

Маршрут «Курская Коренная пустынь»

Святые места Курской области.

также рекомендуем

«Соловьиный край»
во «вконтакте»

@welcomekursk

Вступить в группу

«Соловьиный край»
в «Telegram»

@welcomekursk

Вступить в группу