маршрут

Три художника — три курских характера

Путеводитель по выставке к 90-летию Курской области.
  1. Малевич. «Я не подражатель природе, я — творец нового!»
  2. Малевич. Мистификатор
  3. Малевич. Фантазии на заданную тему
  4. Малевич. А вы могли бы?
  5. Малевич. «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…»
  6. Малевич. И ребёнок так сможет? Вот именно! Это первый шаг к пониманию Малевича
  7. Малевич. «За мной, товарищи авиаторы!», или Как понять супрематические работы Малевича?
  8. Малевич. «Я понял крестьян через иконы»
  9. Малевич. Возвращение к фигуративной живописи: логичный поворот или вынужденный шаг?
  10. Малевич. «Необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь»
  11. Дейнека – художник, график, скульптор, монументалист
  12. Дейнека. Проба пера, поиск жанров и стилей
  13. Дейнека. «Оборона Петрограда»
  14. Дейнека. Спорт — центральная тема в творчестве художника
  15. Дейнека. Экспериментатор
  16. Дейнека. Патриотизм и лирика
  17. Дейнека. Простор для фантазии и почва для размышлений
  18. Дейнека. Иллюзия окон под землей
  19. Дейнека. Гимн мужеству
  20. Дейнека. Успехи, неудачи, одобрение и критика
  21. Клыков. Скульптор, патриот, гражданин, общественный деятель, человек…
  22. Клыков. Прометей: бессмертный бог, борец и первый скульптор
  23. Клыков. Быть и казаться: вечный спор…
  24. Клыков. «Единственный путь в скульптуре к правде – это путь любви, удивления и радости»
  25. Клыков. Восток и запад, стереобат, эспланада и другие особенности пермского монумента
  26. Клыков. Сказка в огромном мегаполисе
  27. Клыков. Таланты древнегреческих муз
  28. Клыков. О силе веры, духа и характера
  29. Клыков. Обращение к лучшим представителям русской истории и культуры
  30. Клыков. «Угреша сердце моё»
Пешеходный
Тип маршрута

Министерство культуры Курской области совместно с ООО Специализированный застройщик «Инстеп.Энгельса» в рамках некоммерческого культурно-просветительского проекта «Обыкновенная Россия. Необыкновенные люди» представляют экспозицию «Три художника – три курских характера», посвящённую жизни и творчеству знаменитых курян – художника Александра Дейнеки и скульптора Вячеслава Клыкова, а также художника Казимира Малевича, несколько лет жизни которого было связано с городом Курском.

Выставка открылась в июне 2024 года на Театральной площади Курска. Это 30 стендов в виде мольбертов, на которых размещены репродукции работ Малевича, Клыкова и Дейнеки – от хорошо знакомых широкой публике до малоизвестных, но не менее интересных. На каждом мольберте есть короткий сопроводительный текст и QR-код, перейдя по которому любой желающий может прослушать аудиорассказ о представленных произведениях.

Что хотел сказать Казимир Малевич своими картинами-головоломками и почему на его произведения нельзя смотреть, как на картины других художников? Какие загадки оставил своему зрителю знаменитый мастер соцреализма Александр Дейнека, и как рождались в душе выдающегося скульптора Вячеслава Клыкова образы, воплощённые им в бронзе и граните?

Соорганизатор проекта – Курская картинная галерея имени Дейнеки, предоставившая на безвозмездной основе возможность использования изображений картин художника, находящихся в музейной коллекции.

Разрешение на безвозмездное использование изображений скульптур, автором которых является народный художник России, скульптор Вячеслав Клыков, получено от сына и обладателя исключительных прав на коллекцию его произведений, Михаила Клыкова.

Также право на безвозмездное использование в проекте изображений из собрания собственных музейных фондов предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижегородский художественный музей и Ивановский областной художественный музей.

1
Малевич. «Я не подражатель природе, я — творец нового!»
О живописи как науке, о «первичном элементе» и о том, почему на картины Малевича нельзя смотреть, как на картины других художников
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Автопортрет. 1910–1911. Фрагмент
0:004:26
К. С. Малевич. Автопортрет. 1910–1911. Фрагмент / © Из собрания Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург
2
Малевич. Мистификатор
Картины, которых не было, и беспрецедентная акция в искусстве.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
К. С. Малевич. «Весна — цветущий сад». 1928–1929. Фрагмент
0:004:39
К. С. Малевич. «Весна — цветущий сад». 1928–1929. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
/ К. С. Малевич. «Портрет неизвестной из семьи художника». 1906. Фрагмент © Из собрания Городского музея г. Амстердама
К. С. Малевич. «Весна — цветущий сад». 1928–1929. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
3
Малевич. Фантазии на заданную тему
О вдохновении, первых «квадратах» и единственной букве, которой Малевич себя выдал.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. «Цветочница». 1930. Фрагмент
0:003:55
К. С. Малевич. «Цветочница». 1930. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург
/ К. С. Малевич. «Сёстры». 1930. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
К. С. Малевич. «Цветочница». 1930. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург
4
Малевич. А вы могли бы?
Знание о человеке. Портреты Ивана Клюна и Михаила Матюшина – «говорящих» деталей больше, чем кажется!
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Усовершенствованный портрет И. В. Клюна
0:005:10
К. С. Малевич. Усовершенствованный портрет И. В. Клюна. 1913. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
/ К. С. Малевич. Портрет М. В. Матюшина. 1913–1914. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
К. С. Малевич. Усовершенствованный портрет И. В. Клюна. 1913. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
5
Малевич. «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…»
О картинах-головоломках, в которых важно не только то, что на них изображено...
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)
0:006:03
К. С. Малевич. Композиция с Джокондой («Частичное затмение»). 1914. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
/ К. С. Малевич. «Корова и скрипка». 1913. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Композиция с Джокондой («Частичное затмение»). 1914. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
6
Малевич. И ребёнок так сможет? Вот именно! Это первый шаг к пониманию Малевича
О том, что «Чёрный квадрат» – не совсем квадрат и не совсем чёрный, и о том, сколько всего «Квадратов» написал Малевич.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
К. С. Малевич. Чёрный супрематический квадрат
0:004:49
 © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
/ К. С. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915
© Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
7
Малевич. «За мной, товарищи авиаторы!», или Как понять супрематические работы Малевича?
О супрематической Вселенной Казимира Малевича.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Супрематизм (Supremus № 56)
0:005:07
К. С. Малевич. Супрематизм (Supremus № 56). 1916. Фрагмент  © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
/ К. С. Малевич. Супрематизм (Supremus № 58). 1916. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Супрематизм (Supremus № 56). 1916. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
8
Малевич. «Я понял крестьян через иконы»
О «второй жизни» супрематизма и о загадочных образах на картинах этого периода.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Нижегородского государственного художественного музея
К. С. Малевич. «Сложное предчувствие» (Торс в жёлтой рубашке)
0:006:50
К. С. Малевич. «Спортсмены». 1930–1931. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. «Косарь». 1911–1912. Фрагмент © Из собрания Нижегородского государственного художественного музея / К. С. Малевич. «Сложное предчувствие» (Торс в жёлтой рубашке). Около 1932. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. «Спортсмены». 1930–1931. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
9
Малевич. Возвращение к фигуративной живописи: логичный поворот или вынужденный шаг?
О сакральных жестах и «прибавочном элементе».
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. «Работница»
0:004:44
©  Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
/ К. С. Малевич. «Портрет жены художника». 1933. Фрагмент
© Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
10
Малевич. «Необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь»
О классике и новаторе, о послании в будущее и невидимом предмете в руке художника.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Автопортрет («Художник»)
0:005:34
К. С. Малевич. Автопортрет («Художник»). 1933. Фрагмент
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
К. С. Малевич. Автопортрет («Художник»). 1933. Фрагмент
11
Дейнека – художник, график, скульптор, монументалист
Рассказ о человеке, написавшем портрет своего поколения.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. «Красная площадь». Рисунок для  журнала «Искорка».
0:003:09
А. А. Дейнека. «На лыжной прогулке». И. П. Мазурук «Наша авиация». Иллюстрация. 1939. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. «Над снегами». Г. Ф. Байдуков. «Через полюс в Америку». Иллюстрация. 1938. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки / А. А. Дейнека. «Красная площадь». Рисунок для журнала «Искорка». 1929. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. «На лыжной прогулке». И. П. Мазурук «Наша авиация». Иллюстрация. 1939. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
12
Дейнека. Проба пера, поиск жанров и стилей
О начале большого творческого пути.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. «Автопортрет в панаме»
0:007:21
А. А. Дейнека. «Беседка городского сада». 1916–1917. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
/ А. А. Дейнека. «Автопортрет в панаме». Конец 1910-х. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. «Беседка городского сада». 1916–1917. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
13
Дейнека. «Оборона Петрограда»
О выдумщиках и изобретателях начала XX века и о формировании фирменного стиля Александра Дейнеки.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
А. А. Дейнека. «Оборона Петрограда»
0:004:05
 © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
/ А. А. Дейнека. «Оборона Петрограда». 1964–1965. Фрагмент
© Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
14
Дейнека. Спорт — центральная тема в творчестве художника
О новых приёмах и нестандартных решениях в работах, посвященных любимой игре — футболу.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
А. А. Дейнека. «Вратарь»
0:005:29
А. А. Дейнека. «Футбол». 1924. Фрагмент © Из частной коллекции
А. А. Дейнека. «Вратарь». 1934. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва / А. А. Дейнека. «Футбол». 1928. Фрагмент © Из собрания Ивановского областного художественного музея
А. А. Дейнека. «Футбол». 1924. Фрагмент © Из частной коллекции
15
Дейнека. Экспериментатор
О приёмах фотографии и необычном амплуа художника.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А. А. Дейнека. «Парижанка»
0:004:40
А. А. Дейнека. Женский портрет. 1944. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
/ А. А. Дейнека. «Парижанка». 1935. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А. А. Дейнека. Женский портрет. 1944. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
16
Дейнека. Патриотизм и лирика
Об оригинальных приёмах в лирических работах, а также о том, в каком своём монументальном полотне художник увидел повзрослевших будущих лётчиков.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
А. А. Дейнека. «Будущие летчики»
0:005:00
А. А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
/ А. А. Дейнека. «Мать». 1932. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
А. А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва
17
Дейнека. Простор для фантазии и почва для размышлений
Странности и загадки самых необычных картин художника.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А. А. Дейнека. «Текстильщицы»
0:004:21
А. А. Дейнека. «Футболист». 1932. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. «На стройке новых цехов». 1926. Фрагмент © Из собрания Государственной Третьяковской галереи, Москва / А. А. Дейнека. «Текстильщицы». 1927. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А. А. Дейнека. «Футболист». 1932. Фрагмент © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
18
Дейнека. Иллюзия окон под землей
О «Маяковской» и Маяковском.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ Московский метрополитен. Станция «Маяковская»
А. А. Дейнека. «Прыжок в воду»
0:005:52
А. А. Дейнека. «Сигнальщик». 1938. Фрагмент Московский метрополитен. Станция «Маяковская»
А. А. Дейнека. «Прыжок в воду».1938. Фрагмент Московский метрополитен. Станция «Маяковская» / А. А. Дейнека. «Два самолета и цветущая яблоня». 1938. Фрагмент Московский метрополитен. Станция «Маяковская»
А. А. Дейнека. «Сигнальщик». 1938. Фрагмент Московский метрополитен. Станция «Маяковская»
19
Дейнека. Гимн мужеству
Почему для центрального образа матроса на картине «Оборона Севастополя» художнику позировала женщина, и какую работу Дейнеке предложили уничтожить?
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя»
0:006:54
А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
/ А. А. Дейнека. «Сбитый ас». 1943. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Фрагмент © Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
20
Дейнека. Успехи, неудачи, одобрение и критика
О важных словах и достойных поступках, о традиции и новаторстве, о богине Нике и песне о Родине.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. Автопортрет
0:007:08
А. А. Дейнека. Автопортрет. 1948. Фрагмент
/ © Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки
А. А. Дейнека. Автопортрет. 1948. Фрагмент
21
Клыков. Скульптор, патриот, гражданин, общественный деятель, человек…
О том, как из обычного скульптора вырастает мастер, и как найти свой неповторимый стиль и почерк в искусстве.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Мальчики с собакой (медь). 1971
0:004:34
/ В. М. Клыков. Мальчики с собакой (медь). 1971
22
Клыков. Прометей: бессмертный бог, борец и первый скульптор
О том, какими дарами наделил Прометей человека и о значении нравственных добродетелей для людей искусства.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Прометей (бронза). 1977
0:004:45
/ В. М. Клыков. Прометей (бронза). 1977
23
Клыков. Быть и казаться: вечный спор…
О полувековом юбилее скульптуры «Старик и карлик».
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Старик и карлик (медь). 1974
0:005:18
/ В. М. Клыков. Старик и карлик (медь). 1974
24
Клыков. «Единственный путь в скульптуре к правде – это путь любви, удивления и радости»
О жизнеутверждающем детстве, чистоте человеческой души и значении простых радостей земной жизни.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Радость (бронза). 1971
0:004:45
/ В. М. Клыков. Радость (бронза). 1971
25
Клыков. Восток и запад, стереобат, эспланада и другие особенности пермского монумента
О том, почему памятник Героям фронта и тыла Прикамья установлен в Перми.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Героям фронта и тыла Прикамья (бронза). 1985
0:006:34
/ В. М. Клыков. Героям фронта и тыла Прикамья (бронза). 1985
26
Клыков. Сказка в огромном мегаполисе
Где в Москве обитает «Синяя птица»?
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Синяя птица (медь). 1979
0:004:46
/ В. М. Клыков. Синяя птица (медь). 1979
27
Клыков. Таланты древнегреческих муз
Как музы оказались украшениями фонтана на территории Детского музыкального театра?
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Четыре музы. Фрагмент (бронза). 1976–1979
0:004:59
/ В. М. Клыков. Четыре музы. Фрагмент (бронза). 1976–1979
28
Клыков. О силе веры, духа и характера
Об истории создания первого памятника протопопу Аввакуму.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Протопоп Аввакум (бронза). 1988
0:005:16
/ В. М. Клыков. Протопоп Аввакум (бронза). 1988
29
Клыков. Обращение к лучшим представителям русской истории и культуры
О судьбе монумента Сергию Радонежскому и о духовно-патриотическом служении скульптора Клыкова.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Сергий Радонежский (гранит). 1988
0:005:12
/ В. М. Клыков. Сергий Радонежский (гранит). 1988
30
Клыков. «Угреша сердце моё»
Дмитрий Донской по пути на поле Куликово. О подвигах ратных и духовных во славу Отечества.
Курская обл., г. Курск, ул. Ленина
/ В. М. Клыков. Дмитрий Донской (бронза). 1996–1997
0:006:08
/ В. М. Клыков. Дмитрий Донской (бронза). 1996–1997
Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

«Соловьиный край»
во «вконтакте»

@welcomekursk

Вступить в группу

«Соловьиный край»
в Telegram

@welcomekursk

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.